Данные были представлены председателем правления Центра лечебной педагогики Анной Битовой на III Научно-практической конференции «1000 первых дней: ранняя помощь детям и их семьям», которая проходит 11-13 августа в Санкт-Петербурге.
Опрос был проведен в апреле-мае 2025 года Центром лечебной педагогики «Особое детство» и Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ-ВШЭ при поддержке Уполномоченного по правам ребенка и Министерства социальных отношений Челябинской области. Его целью было выявление степени информирования о мерах социальной и иной поддержки, а также о правах семей с детьми, нуждающимися в услугах ранней помощи.
Были опрошены 7 111 семей с детьми-инвалидами в пяти муниципальных образованиях Челябинской области. 5,8% выборки составили дети в возрасте от 0 до 3 лет.
Опрос показал кратный количественный разрыв между социальным запросом на услуги ранней помощи и числом людей, которым удается их своевременно получить. Так, 21,3% опрошенных (1 512 анкет) уверенно сообщили, что семья получает все необходимые социальные услуги; 43,3% респондентов затрудняются в определении собственных потребностей; 35,3% сообщают о неудовлетворенной потребности в одной или нескольких социальных услугах.
Ранняя помощь — это поддержка для детей с особенностями развития и их семей в первые годы жизни, когда развитие особенно интенсивно. Она помогает выявить и скорректировать трудности, снизить риск закрепления отставаний и облегчить адаптацию. В неё входят консультации специалистов, занятия с ребёнком, обучение родителей и помощь в получении медицинских, образовательных и социальных услуг.
«Для качественной работы системы ранней помощи необходимо использовать проактивный подход и выявлять запросы семей, нуждающихся в ранней помощи и других мерах социальной и материальной поддержки уже на уровне районов и муниципалитетов. Кроме того, нужно регулярно проводить оценку уровня удовлетворенности семей качеством и эффективностью предоставляемых им услуг ранней помощи», — подчеркнула председатель правления Центра лечебной педагогики Анна Битова