С развитием высоких технологий количество и скорость распространения информации, в том числе в научной сфере, стремительно растёт. Вместе с тем, рост количества достоверных источников с доступной навигацией контента существенно запаздывает. Как популяризировать науку, какой контент заинтересует молодёжь, какой маршрутизатор ей необходим? Эти и многие другие вопросы обсудили на сессии «Наука популярности в науке: как привлекать и продвигать?», которая прошла в рамках Форума будущих технологий в Москве.
По словам модератора сессии, первого заместителя генерального директора АО «Аргументы и факты» Марины Мишункиной, 80% молодых людей считают, что именно спорт и наука – это два мощнейших социальных лифтов, которые дают возможность стать настоящим гражданином и выделиться в российском обществе. Но пока, по данным ВЦИОМ, около 19% опрошенных вообще не интересуются тем, что происходит в сфере науки. Правда, в столицах ситуация более оптимистичная: 30% москвичей и 34% жителей Санкт-Петербурга к этой теме относятся положительно и интересуются всем, что касается научной деятельности.
Цифры говорят сами за себя: очевидно, что науку необходимо популяризировать и говорить о ней так, чтобы заинтересовать как можно большее число молодых людей. По мнению заместителя министра науки и высшего образования РФ Дениса Секиринского, в науке не все так пессимистично. «За последние 20 лет российская наука прошла большой путь. У нас одна из самых молодых наук в мире – молодая по демографическому составу, а не по накопленному опыту. По опыту наша наука одна из самых глубоких», – отметил он.
«Очень важно, чтобы были большие проекты, которые могли бы привлекать людей. Ученые находятся в авангарде человечества. Людей, занятых в науке, становится все больше, но у всех разные роли: есть линейные исследователи, а должны появлялись и мыслители. Единицы зажигают огромные направления», – уверен чиновник.
А для того, чтобы такие мыслители появлялись, и у молодых людей загорались глаза, важно попасть в «нужную» аудиторию. «Мы приходим со своим контентом туда, где есть наша аудитория. И не менее важно приходить с информацией именно в том формате, который эта аудитория привыкла потреблять. Он им понятен, интересен и не вызывает отторжения», – рассказал директор направления по работе с госсектором VK Дмитрий Комендантов.
Исполняющий обязанности директора департамента коммуникаций государственной корпорации «Росатом» Андрей Тимонов считает, что во многом работа, которая сейчас ведётся по популяризации науки, направлена на формирование чувства патриотизма и гордости за страну.
По его словам, вовлекать в науку молодых талантливых людей можно не только с помощью HR-инструментов. Большую роль играет вовлечение родителей в образовательный процесс. «Невозможно переоценить роль родителей, которые ещё на ранних стадиях принимают решения за ребёнка, куда его определить – в условный футбол, на шахматы или в лабораторию», – обратил внимание Тимонов.
Руководитель сектора квантовых вычислений Центра квантовых технологий МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель научной группы атомных и оптических квантовых вычислений Российского квантового центра Станислав Страупе обратил внимание, что не стоит забывать и про классическую популяризацию научных знаний, которой должны заниматься научные журналы.
«Это неотъемлемая часть журнала, который хочет быть современным», – подчеркнул Страупе, добавив, что в научном сообществе необходимо поощрять деятельность рецензентов, чтобы она была престижной.
«Качество рецензий неуклонно падает, а это приводит к тому, что качество самих статей падает. Ведь даже в топовых изданиях иногда обнаруживаются не только ошибки, но и подделки результатов. А публикация в научном журнале – это критерий истинности», – рассказал Станислав Страупе.
Но популяризировать нужно не только саму науку, но и образ учёного, которого, к сожалению, сейчас не сформирован в общественном сознании и особенно у молодёжи, считает директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я-профессионал» Валерия Касамара.
«Если мы говорим про разные профессии, то в отношении тех или иных есть более или менее чёткие представления, а поскольку учёных не так много, то и образ его не сформирован», – отметила Касамара.
По её словам, это связано с тем, что не существует эффективного маршрутизатора. «Молодёжь оказывается своего рода заложником: у нас сегодня гигантское количество информации – про науку, о науке, как учиться, куда пойти, где найти и т.д. А вот маршрутизатора, который помог бы разобраться в этом потоке информации, нет. И гигантскую роль здесь играет педагог, который тебя заинтересует, и ты захочешь быть рядом с ним. Мы любим то, что знаем», – уверена Валерия Касамара.