В её цифровых произведениях ощущается биение жизни. В очертаниях виртуальных лепестков – эхо реальности. Ксения Баданова, медиахудожник из Тюмени, исследующая новые грани чувственности, приглашает нас в мир, где технологии не заменяют человеческое начало, а дают ему новое толкование.
На её новой экспозиции посетители, всматриваясь в экраны, обнаруживают в них что-то до боли знакомое – возможно, самих себя. Именно так обращается к нам «Офелия. После» – триптих, созданный с применением нейронных сетей, где цветы кажутся живыми существами. Их поверхность – влажная и неровная, словно кожа. Их форма – бионическая, пульсирующая жизнью. Это не ботаника и не вымысел, а цифровая телесность, способная чувствовать, не имея тела.
Ксения уже пять лет экспериментирует на стыке 3D-графики и искусственного интеллекта. Для неё это не просто инструмент, а способ особого восприятия. Она видит в ИИ не угрозу творчеству, а новый визуальный язык: «ИИ – это не замена, а продолжение художника. Мы просто учимся с ним взаимодействовать». Один из её прошлых проектов, «Alice&friends», был посвящён роботам-гуманоидам, ставшим частью нашей жизни. Как и тогда, Ксения продолжает размышлять о границах живого и искусственного, о взаимодействии сознания и машины.
Художница уверена, что современному зрителю особенно важно видеть что-то «своё» – близкое и понятное. «Люди устали от иронии. Им нужна искренность и тепло, – говорит она. – Особенно это заметно в Тюмени, где активно поддерживаются проекты с локальным смыслом, памятью и эмоциями». Ксения отмечает растущий интерес к местной культуре, памяти и детству в Тюмени, где она живет и преподает.
На открытии выставки она также показала инсталляции Floralis I и II – небоскрёбы будущего, «вырастающие» из воды. Они словно дышат, улавливая свет, ветер и атмосферу пространства. Это архитектура-организм, в которой природа и технологии сливаются воедино.
Художница считает, что в эпоху рассеянного внимания люди стремятся вернуться к телу – к ощущению себя и к контакту с реальностью. Именно поэтому так привлекают работы, в которых зритель находит свое отражение, пусть даже и измененное цифровыми фильтрами.
Это погружение в новую телесность и мир эмоций через технологии стало возможным благодаря открытию «Flacon Space x Парковый» – многофункционального культурного пространства в Тюмени, созданного в результате сотрудничества московской команды Flacon и девелоперской компании «Колесник».