На направлении «Фундаментальная информатика и информационные технологии» института естественных наук и математики Уральского федерального университета в сентябре 2025 года впервые провели выборную кампанию по модели приоритетного выбора на национальной ИТ-платформе Modeus.
Особенность выбора в модели приоритетов заключается в том, что студент видит все доступные для его выбора элементы (дисциплины, курсы, проекты) и ранжирует эти элементы в соответствии со своими интересами. После этапа ранжирования администрация запускает алгоритм записи студентов, который учитывает мнение каждого студента, его рейтинг (балл), количество доступных мест на дисциплине, уже существующее расписание.
Задача алгоритма — записать студентов наиболее оптимальным образом, учитывая все детали. Кроме того, часть студентов проходила тесты для некоторых курсов, и только после успешного прохождения теста элемент добавлялся в индивидуальное меню выбора студента. Все это сделано для поиска современных гибких образовательных моделей и форм образования, соответствующих запросу рынка труда.
УрФУ работает с ИТ-платформой Modeus с 2019 года, первой площадкой тогда стал институт радиотехники и информационных технологий — РТФ. На сегодняшний день платформой Modeus пользуются шесть институтов УрФУ, это более 12 000 студентов. Каждый семестр проводится множество выборных кампаний дисциплин среди студентов. В сентябре 2025 года проведено 27 кампаний.
«Внедрение индивидуальных образовательных траекторий – одно из важных изменений, направленных на обновление системы высшего образования. Студент, как заявил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков, центральная фигура в университете, и у него должна быть возможность выбирать те дисциплины, которые ему интересны, формировать свою индивидуальную образовательную траекторию», — отметил глава УрФУ Илья Обабков.
Руководитель образовательной программы, старший преподаватель Департамента математики, механики и компьютерных наук ИЕНиМ УрФУ Иван Домашних также подчеркивает преимущества выборной кампании такого рода:
«Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин электроники прямо к моменту открытия в 10:00, а там «Черная пятница», и кроме вас — толпы других покупателей. Вы понимаете, что приставок на всех не хватит, и как только магазин открывается, вы наперегонки несетесь к отделу, чтобы хоть что-то урвать. И, если хотя бы геймпад достался, то вы уже счастливы. Хотя велика вероятность взять не то, что вы хотели, да еще и по кусающейся цене»
Другой вариант, как отмечает Иван, когда есть четкие критерии, кому достанется товар вне зависимости от умения бегать. Например, каждый заходит в магазин по одному. В этом случае есть возможность спокойно изучить товар, принять взвешенное решение по цене и качеству, взять наборы товаров, например, приставку и телевизор.
«На мой взгляд, только второй вариант можно назвать цивилизованным выбором. И именно такой подход, где можно подумать и спокойно принять решение, должен использоваться при выборе курсов студентами. Ведь суперспособность наших студентов — думать и делать осознанный выбор, а не быстро бегать или кликать мышкой. В этом типе выборной кампании удобно еще и то, что в отличие от примера с магазином, все студенты могут расставлять свои приоритеты одновременно, а вот поочередная обработка быстро происходит в конце на серверах Modeus.Для меня очевидно, что только алгоритм приоритетного выбора курсов подходит для классных студентов ФИИТ», — отмечает Иван Домашних.
Сами студенты отзываются о новой выборной кампании позитивно: «Очень удобно, когда понимаешь, что результат зависит не от скорости «тыка», а от успеваемости, и что можно плюс-минус рассчитать, на что ты попадешь. Классно, что пишется, сколько человек выбрали курс первым приоритетом», «Мне было понятно, на какие курсы меня могут зачислить», «Все хорошо объяснили, работает лучше ожидаемого», «Все довольно удобно, передвижение курсов вверх-вниз по приоритету сделано хорошо».
Цифры выбора подтверждают мнение студентов: выбор осуществили 95 процентов из 197 заявленных студентов, причем больше половины из них сделали выбор через четыре часа после старта кампании, а через девять часов после ее начала выбор сделали более 75 % от всего количества студентов.
Для чего институту приоритетный выбор? Ответ на этот вопрос дала заместитель директора школы наук по продвижению программ магистратуры ИЕНиМ Татьяна Куликова:
«Составление расписания в ИЕНиМ — задача нетривиальная, необходимо учитывать множество факторов. В момент, когда расписание кажется оптимальным и на начальном этапе паззл сошелся, начинается этап выборной кампании. Однако логика и расчет сотрудников, составлявших расписание, не всегда совпадает с целью и выбором студентов. В такие моменты и необходим приоритетный выбор. Он позволяет составить расписание без пробелов, в комфортном темпе и с предсказуемым результатом. Тестирование приоритетного выбора поможет его распространить на все направления и уровни образования ИЕНиМ с большим количеством внешних факторов, что позволит учитывать особенности индивидуальных траекторий студентов и сбалансировать нагрузку на преподавателей и аудиторный фонд».
Поиск новых гибких моделей образования и внедрение индивидуальных образовательных траекторий – одно из важных изменений, направленных на обновление системы высшего образования.
Как сказал генеральный директор ИОТ-университета, директор по развитию ИТ-платформы Modeus Павел Музыка, — «В мировой практике высшего образования существует три наиболее популярные модели организации выборных кампаний: «кто первый», «приоритеты» и «аукцион». «Кто первый» — наиболее простая с точки зрения правил и организации модель: есть курсы со свободными местами, студенты должны записаться, пока не кончатся свободные места. Единственная технологическая сложность заключается в анализе в реальном времени десятков тысяч индивидуальных расписаний так, чтобы не дать студенту записаться с конфликтами. Именно с этой модели мы начинали поддержку выборных кампаний и в Модеус, и при трансформации университетов.
Модель выбора по приоритетам сложнее и организационно, и технологически, но наши университеты уже созрели до ее внедрения в реальную практику. Поэтому мы реализовали поддержку этой модели на платформе Модеус — теперь университет сам может решать, в какой модели какую выборную кампанию запускать.
Аукцион для наших университетов пока совсем экзотика, но ее очень любят в мировых бизнес-школах из-за максимального приближения к реальному миру. Но как только появится университет, готовый организационно к такой модели, мы и ее поддержим на платформе Модеус».