Cервис моментальных платежей T-Pay в рамках аналитического проекта T-Data проанализировал рынок городского проката электросамокатов (кикшеринг).
Основные выводы:
- Во II квартале 2025 года снизился объем трат на аренду самокатов в денежном выражении (-5% год к году) — впервые за пять лет. Это происходит несмотря на рост количества транзакций (+17%) за счет снижения среднего чека (-19%).
- Причиной стали изменения в тарифах аренды, а также в паттернах поведения россиян — они стали чаще использовать самокаты для коротких поездок, а не долгих прогулок. По итогам II квартала 2025 года средняя стоимость поездки на электросамокате составила 101 рубль и, по прогнозам аналитиков, снизится к концу года до 95 рублей.
Исследование основано на обезличенных данных по транзакциям клиентов Т-Банка в период с 1 января 2021 по 1 июля 2025 года, а также на расчетах сервиса аналитики и прогнозирования ETNA. Анализировались траты на сервисы Юрент, Whoosh, Самокаты — Яндекс Go, BusyFly, lite, e-motion, Самокаты в Городе, БерисамокаТ и Red Light.
Рынок кикшеринга
Во II квартале 2025 года объем трат на прокат электросамокатов в денежном выражении снизился на 5% год к году. Квартальное снижение оборота произошло впервые за пять лет развития этого рынка, который раньше бурно рос.
Причина ― в уменьшении среднего чека за поездку, которая складывается в основном из количества минут аренды. В 2021 году средний чек был 161 рубль, а в 2024 — 113 рублей. И динамика снижения ускоряется: во II квартале 2025 года показатель уменьшился на 19% относительно аналогичного периода предыдущего года, а годом ранее ― на 16%.
Это связано с изменением тарифов аренды, а также паттерна поведения потребителей — россияне все чаще используют самокаты для коротких поездок вместо других видов общественного транспорта, а не длительных развлекательных прогулок. По прогнозам аналитиков T-Data, средний чек за 2025 год снизится относительно показателя 2024 года до 95 рублей.
При этом спрос на услуги кикшеринга стабильно растет пятый год подряд — во II квартале 2025 года клиенты Т-Банка совершили более чем в шесть раз больше транзакций по оплате таких услуг, чем за аналогичный период 2021 года. Особенно это заметно в низкий для кикшеринга зимний сезон — в I квартале 2025 года рост количества транзакций составил 95% к аналогичному периоду прошлого года, а во втором — 17%).
«Помимо традиционной работы зимой в Краснодарском крае, сервис проката электросамокатов впервые весь год работал в Калининграде и курортных городах Калининградской области, что объясняет рост количества поездок в I квартале 2025 года. Раньше стартовал сезон и в других регионах, включая Москву. В крупных городах более 90% поездок — это короткие поездки до 20 минут. Ростом доли таких поездок объясняется снижение среднего чека. Кроме того, сервисы предлагают все больше опций для выгодных поездок: например, подписку, которая позволяет выгодно арендовать самокат без платы за старт аренды. Также все участники рынка в этом году представили новую тарифную опцию, которая позволяет покупать минуты оптом вместо поминутной тарификации. Мы видим очень большую популярность этой механики, и она также оказывает давление на средний чек в кикшеринге. Кроме того, мы отмечаем рост женской и возрастной (45+) аудитории», – рассказал Иван Туринге, генеральный директор МТС Юрент (партнер Т-Города).
Когда берут самокаты напрокат
- Пик спроса на прокат самокатов за сутки наблюдается в вечерние часы ― с 16:00 до 21:00, причем как в будние, так и в выходные дни. Реже всего самокаты берут в период с 02:00 по 05:00. В пятницу россияне берут на прокат самокаты чаще, чем в остальные дни.
- Самый высокий средний чек при аренде самоката ― в 2 часа ночи в воскресенье (135 рублей, на 48 рублей дороже ранних утренних часов). Самый низкий ― со вторника по пятницу с 7 до 8 утра. Средний чек поездки в этот период составил 87 рублей.
Портрет клиента
- Типичный пользователь кикшеринга — это молодой мужчина.
- Большинство пользователей (64%) ― люди в возрасте до 25 лет, 33% ― от 25 до 45 лет. Те, кто старше 45 лет, пользуются самокатами редко (3% от всех пользователей).
- Женщин 23%, а их доля по сумме, потраченной на услуги, — 25%, то есть они предпочитают чуть более длинные поездки.