На выставке «ИННОПРОМ. Центральная Азия» одним из экспонатов, представленных на стенде Алюминиевой Ассоциации, стал прототип биметаллического контактного рельса. Именно такой сейчас проходит испытания в Московском метрополитене. Об этом в новой публикации «Алюминиевого Вестника».
«Эти 42 минуты под землей»
Московское метро по праву входит в разнообразные рейтинги, посвященные чудесам света. Каждый турист считает своим долгом спуститься под землю, чтобы своими глазами увидеть разнообразие архитектурных стилей и сюжетов, представленных на станциях московской подземки. Ежедневно услугами метрополитена пользуются 7-9 млн раз – почти половина всех поездок транспорта Москвы. Кроме того, с вводом новых станций и линий, Московский метрополитен стал самым протяженным в мире. Для обеспечения бесперебойной работы транспортной инфраструктуры такого масштаба требуются прочные и максимально надежные материалы. Среди них – биметаллические контактные рельсы.
30 лет может прослужить биметаллический контактный рельс с учетом ежедневного пассажиропотока московского метрополитена
Рельс состоит из двух металлов – алюминия и нержавеющей стали, причем основная масса приходится именно на первый (около 16 килограмм на погонный метр). Нержавеющая сталь используется в качестве накладки для трения и сохранения износа алюминиевой части рельса и устанавливается в натяг. Симбиоз металлов повышает качество продукции, а именно – долговечность, при этом отсутствует гальваническая пара. Соединяются они штифтовым методом, который в отличие от метода взрыва или болтового соединения (болты при вибрации ослабевают) демонстрирует заметно большую прочность и износостойкость. Длина рельса составляет 12,5 метров.
Поезд проедет лишь там, где проложен путь
Чтобы заменить стальной контактный рельс на биметаллический, не требуется менять всю систему, биметаллический контактный рельс полностью интегрируется в существующую инфраструктуру. Биметаллический контактный рельс можно менять частично – участками. При замене на действующих путях движение подвижных составов останавливать не придется – все работы проходят в ночное время, когда снимается напряжение с контактного рельса. Также замену рельсов можно осуществлять участками от 12,5 до 150 метров и стыковать со стальным рельсом, сохраняя действующую систему в работоспособном состоянии.
80 тонн алюминия требуется для модернизации одного интервала (около 5 км)
На старте проекта он получается дороже аналога, однако уже через 3-4 года метрополитен получает окупаемость – за счет экономии электроэнергии. Кроме того, повышается безопасность движения за счет снижения риска отказа системы от падения напряжения и токов короткого замыкания.
Кстати, полный цикл испытаний рельс в метрополитене уже прошел. Прежде чем допустить продукт на испытания в тоннеле метро, его проверили на токопроводимость, перегрев и другие параметры в лабораториях профильных институтов.
На текущий момент многие линии метрополитена, особенно если речь идет о Санкт-Петербурге, находятся в изношенном состоянии – многим из них десятки лет и они требуют замены. Пассажиропоток подземок непрерывно растет и существующие сети достаточно перегружены, что требует применение биметаллического контактного рельса. Таким образом, потребление алюминия может составить около тысячи тонн ежегодно.
1 месяц требуется для замены старого и установки нового биметаллического контактного рельса на одном перегоне
В настоящее время, в Московском метрополитене испытывается линия длиной в 167 метров, состоящая полностью из отечественной продукции – производства компании «ТИТАЛИТ». Предприятие освоило и локализовало производство, создав уникальную запатентованную систему. Сегодня «ТИТАЛИТ» – единственный изготовитель биметаллического контактного рельса в стране. Ранее контактные рельсы в метрополитены России, например, Москвы и Санкт-Петербурга, предлагала немецкая компания REHAU, покинувшая рынок. По итогам испытаний отечественному рельсу будет выдано соответствующее заключение, однако уже сейчас эксперты высоко оценивают потенциал применения сделанного в России биметаллического контактного рельса в проектах метрополитена.