Генеральный директор CUSTIS, Председатель ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко рассказал аудитории Международной конференции о преимуществах внедрения индивидуальных образовательных траекторий в университетах.
«Мы — технологи образовательных процессов. Компания, которая не только сопереживает проблемам образования, но умеет с ними работать. Мы смотрим на образование технологически и можем помочь поменять образование наших вузов, что мы и делаем. Мы знаем лучшие практики нескольких десятков вузов, понимаем, как они двигаются, их успехи и неудачи. Мы — тот партнер, который помогает вузу перестроиться и снижает риски. Одновременно мы — авторы и операторы федеральной ИТ-платформы Modeus, которая позволяет реализовать эти подходы в цифре, которые, когда не хватает уже Excel и бумажек на объеме больше тысячи студентов, становятся необходимым элементом этих преобразований» — отметил Владимир Рахтеенко.
Он акцентировал внимание на том, что при обучении людей нельзя ни в коем случае скатываться к прикладной подготовке и просто к профессионализации, ни в коем случае это не должно отменять фундаментальное образование.
По мнению Владимира Рахтеенко, каждый университет должен быть мультиуниверситетом — разные наборы программ должны преподаваться по-разному, с широким спектром технологий в разных подходах и моделях.
Говоря о массовом элитном образовании, Рахтеенко отметил, через какие эффекты это можно увидеть — на примере ТюмГУ, УРФУ, САФУ, ЮФУ и МГИМО, на примере Одинцовского филиала МГИМО.
Явно удается повысить качество образования с одновременным уменьшением его стоимости — если образование правильно перестроено, то себестоимость учебного процесса падает значительно, иногда до 40%.
Это позволяет вузу очень сильно расширить образовательное предложение, высвободив мощности в одном месте, преподавательские, и взять другие образовательные линейки. Второе – студентосбережение. Это целый пакет технологий — выборность, осознанность студента, уровневое обучение и адаптационные треки для иностранных студентов, которые приезжают иногда не к началу семестра. Третье — повышение адаптивности выпускников, если в университете есть ядро и в нем отложенная профессионализация с третьего года, то в цифрах мы это можем померить так, что мы можем новую профессию на рынок привести не за четыре года, а за два, потому что студенты выбирают на третьем курсе, а не когда поступили в университет.
Также технологии Modeus позволяют запускать внутрь индустрии органично — генеральный конструктор большой корпорации может приехать, когда ему удобно, а не когда ему нарисовали место в расписании за полгода вперед, также и студент получает легкий доступ ко всему пространству университета.
«И конечно — это повышение качества преподавания. Университет распаковывается, появляются новые люди, появляются преподаватели-звезды, когда появляется выборность, студент может голосовать ногами, есть взаимные оценки результатов, и все это запускает положительную социальную динамику среди преподавательского состава, приводит к тому, что неизбежно в университете поселяется огромное количество интерактивных форм преподавания. Мастерские, диспут-сессии, деловые игры и так далее. Это именно то, благодаря чему университет конкурирует с интернетом. Этот интерактив позволяет прекратить отток студентов в интернет и побороться за него по-настоящему, сделать так, чтобы университет стал модным и интересным местом» — отметил Владимир Рахтеенко.
В России, по мнению Рахтеенко, достаточно опыта за пять лет, вовлечены несколько десятков вузов. Это действительно позволяет поднять границу элитного образования, сделать его не то что абсолютно массовым, но, скажем так, дотянуть его до всех, кому оно интересно.