Екатерина Черкес-заде: «Промышленный дизайн в России – от подражания к поиску собственной идентичности»

Екатерина Черкес-заде

Российская экономика сегодня переживает бум локального производства. Потребители демонстрируют невероятный уровень интереса и лояльности к новым российским брендам, а производители стремятся как можно больше цепочек замкнуть на внутреннем рынке, чтобы сократить риски и ускорить логистику. Екатерина Черкес-заде, директор центра развития креативной экономики АСИ, рассказала об актуальных тенденциях в развитии креативных индустрий. Оба этих фактора обуславливают невероятный рост спроса на дизайн, не только коммуникационный, но и промышленный.

Рынок дизайна, связанного с брендингом и маркетингом, в России был сформирован рекламными агентствами и глобальными рекламодателями еще в 2010-е. Сейчас он довольно быстро перестраивается под локальных заказчиков. А вот на промышленный дизайн в современной России еще никогда не было такого высокого спроса, это касается и b2b, и b2c-секторов.

ДИЗАЙН – КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА

В ноябре 2023 года АСИ совместно с фондом «Росконгресс» запустили второй конкурс растущих российских брендов «Знай наших». На него поступило более 30 тысяч заявок от малых и средних предпринимателей со всей страны. Мы увидели, что уже умеем делать хорошие локальные продукты, но пока не умеем в полной мере использовать инструментарий креативных индустрий для их производства и продвижения. И сами товары, и их позиционирование сейчас в основном подражают зарубежным брендам, в то время как у потребителя все больше растет запрос на уникальный национальный культурный код.

Это задача, в том числе, для промышленных дизайнеров – через продукты сформулировать российский характер. Мы сегодня хорошо понимаем, что такое итальянский дизайн, японский дизайн, довольно быстро стал узнаваемым китайский дизайн (особенно это заметно в автомобилестроении), а вот российский дизайн пока определить сложно. Последний раз к этому вопросу подступались начале 20 века, и кажется, что это важная задача на ближайшие 5-10 лет. Как для компаний, которые формулируют спрос, так и для самих промышленных дизайнеров.

AURUS

Рынок b2b сейчас работает с промышленным дизайном более системно. Крупные компании уже активно вкладываются в это направление, понимая его положительные эффекты, причем не только экономические. Например, за последние лет 5 серьезно изменился облик московского транспорта – появились электробусы, футуристичные вагоны метро, электрички. В первую очередь, это комфорт пассажиров, но через шаг – новая городская среда, благодаря которой меняется имидж всего города, в том числе и для международной аудитории.

Отдельный вклад вносят цифровые экосистемы, которые запускают линейки техники и цифровых девайсов. Их дизайн и разработка, как правило, делаются внутренними ресурсами – их собирает новое поколение специалистов, воспитанных внутри российских цифровых гигантов.

КОЛЛАБОРАЦИИ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

На взаимодействие промышленных дизайнеров с корпоративными заказчиками сегодня серьезно влияют и технологии. ИИ, 3D-печать, композитные материалы – все это ускоряет прототипирование и позволяет находить новые сферы применения уже существующим материалам. Хорошим примером здесь является алюминий, который сейчас все шире применяется в урбанистике и при строительстве инфраструктурных объектов.

Это развитие стало возможным благодаря проактивному взаимодействию всех участников отрасли: производителей, глав регионов, где сосредоточены производства, образовательных учреждений, профильных НИИ и ассоциаций. В мае на ПМЭФ 2024 Алюминиевая Ассоциация, Агентство стратегических инициатив, Иркутская область и Республика Мордовия подписали соглашение об объединении усилий по внедрению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и алюминиевых сплавов в различных отраслях экономики.

К сожалению, сегодня мы не можем сказать, что такая коммуникация налажена повсеместно. Все еще существует серьезный географический и ценностный разрыв между промышленными дизайн бюро, большая часть которых находится в Москве и Петербурге, и производственными заказчиками из регионов. Это касается не только металлообработки, но и легкой промышленности, производства товаров народного потребления, деревообработки и так далее.

моя поликлиника

Одна из целей стандарта креативных индустрий АСИ – это интеграция КИ во все сферы жизни регионов. Если с самого начала создания производственной цепочки, учитывать в ней все доступные инновации, привлекать специалистов, формулировать заказ к системе образования, инициировать целевые исследования, задействовать ресурсы креативных индустрий, то в среднесрочной перспективе сможем построить в России экономику конечного продукта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
editor/ автор статьи
366info.ru