В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Общественный контроль в системе мер по противодействию нелегальному обороту табачной и никотиносодержащей продукции в Российской Федерации».
Одна из ключевых тем мероприятия – система цифровой маркировки. Благодаря ей государство получило мощный аналитический и контрольный ресурс, а также значительный фискальный эффект. Эту позицию обозначил директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский, подчеркнув при этом, что в отдельных сегментах рынка, таких как никотинсодержащие жидкости, избыточная налоговая нагрузка приводит к уходу бизнеса в тень:
«С 2019 года система цифровой маркировки показала высокую эффективность: уровень нелегального оборота табака снизился с 15,6% до 10,8%, что дало бюджету дополнительно более 600 млрд рублей. Контрольно-надзорные органы активно используют данные маркировки — это позволило добиться рекордной результативности проверок: 97% по табачной продукции. Однако в сегменте никотиносодержащих жидкостей мы наблюдаем уход рынка в тень из-за несбалансированной фискальной нагрузки. Необходим пересмотр акцизной и регуляторной политики для сохранения легального сектора».
Еще одним важным акцентом обсуждения стало совершенствование регулирования отрасли с точки зрения законодательства и налоговой политики. Как отметил депутат Государственной думы Артём Кирьянов, чрезмерные фискальные меры, в частности заградительные акцизы, подталкивают легальный бизнес к уходу с рынка, открывая дорогу теневым схемам. По его словам, для эффективной борьбы с нелегальным оборотом необходим системный подход — от выстраивания сбалансированной налоговой политики до введения лицензирования:
«Мы последовательно обеляем отрасль, потому что это напрямую влияет на доходную часть бюджета. Но заградительные акцизы и дисбаланс в регулировании приводят к тому, что легальный бизнес уходит, а на его место приходит организованная преступность. Сегодня важно не просто вводить ограничения, а выстраивать грамотную экономическую политику — с разумными акцизами, лицензированием и понятными правилами для рынка. Только так можно лишить теневой сектор почвы под ногами».
С аналогичной позицией выступил директор Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий Герман Лукашов. По его словам, только существенное снижение акцизов может вернуть производителей в легальное поле. Он подчеркнул, что при разумной налоговой нагрузке добросовестные компании готовы самостоятельно закрыть нелегальные точки продаж:
«Здесь нет какого-то промежуточного «давайте чуть-чуть понизим и посмотрим, что будет». Здесь надо понижать, выводить всех в белую», — отметил он. По мнению эксперта, текущий уровень фискальной нагрузки делает легальный бизнес неконкурентоспособным, особенно в регионах, где «белые предприниматели получают всё больше и больше проблем».
Член Общественного совета при Министерстве здравоохранения Российской Федерации Константин Кунец отметил, что никотинсодержащая продукция, независимо от формы её легальности, остаётся веществом, вызывающим зависимость, а значит — требует подхода через призму медицины и профилактики. Особую угрозу, по его словам, представляет интернет-торговля, особенно для подростков:
«Если мы просто запретим одно вещество, не работая с самой зависимостью, человек всё равно найдёт замену — в том числе на теневых онлайн-площадках, в Telegram-каналах, в Даркнете. Это неэтично и неэффективно. Гораздо важнее выстроить систему первичной профилактики, чтобы не допустить первую пробу».
Участники круглого стола сошлись во мнении, что эффективная борьба с нелегальным оборотом табачной и никотиносодержащей продукции невозможна без системного подхода. Он должен сочетать выверенную налоговую и регуляторную политику, цифровой контроль, меры общественного надзора и профилактику зависимости. Только комплексное решение позволит сохранить легальный рынок, защитить потребителей и снизить социальные риски.
Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан, экспертный совет Государственной думы по вопросам детенизации экономики, а также Ассоциация малоформатной торговли. В обсуждении приняли участие представители органов власти, общественных организаций, экспертного сообщества и предпринимательского сектора.