Специалисты Т-Банка раскрыли новую схему обмана, которую выявили с помощью уникального сервиса на основе искусственного интеллекта фрод-рулетка «Ловушка для мошенников».
Первые звонки начали поступать в рулетку после того, как Всемирная организация здравоохранения назвала гонконгский грипп доминирующим штаммом в России, мошенники начали активно обыгрывать инфоповод в своих скриптах, чтобы украсть деньги.
Они звонят от имени поликлиники и просят жертву прийти якобы на обязательный прием или анализы в целях профилактики вируса. Если человек отказывается, его начинают пугать вспышкой эпидемии, тяжелым течение болезни, возможном карантине и долгой реабилитацией. Вдобавок, якобы записаться позже на прием уже не получится — не останется талонов.
Чтобы прийти на прием, нужно якобы занять электронную очередь — для этого достаточно сказать код из СМС, которым на самом деле является кодом для входа на Госуслуги. Если человек поверит, мошенники получат доступ ко всей личной информации, но это только часть схемы.
Следом жертве звонят от лица Центробанка, МВД или Росфинмониторинга и пытаются запугать — якобы предыдущий звонок был от мошенников, которые взломали Госуслуги и теперь пытаются украсть деньги с банковского счета. Чтобы защитить сбережения, человека просят срочно перевести все средства на «безопасный» счет, который на самом деле является счетом мошенников.
По данным Т-Банка, телефонный фрод за этот год попал в лидеры мошеннического топа, обогнав схемы с инвестициями и разводы на сайтах объявлений — по сравнению с прошлым годом рост на 31%.
Среднестатистическая жертва телефонного мошенничества помолодела на 6 лет. Если в прошлом году средний возраст жертвы составлял — 39 лет, то с начала этого года — 33 года.
Большинство потерь приходится на социальную инженерию. Убедить человека расстаться со сбережениями мошенникам гораздо легче, чем взломать приложение банка или украсть телефон.
Чтобы быстрее втереться в доверие и усыпить бдительность, преступники пишут от лица сотрудников крупных компаний и надзорных органов, внимательно следят за новостями и берут за основу для писем громкие инфоповоды.
Например, в этом году злоумышленники предлагали обойти блокировку Roblox, поменять счетчики или оформить новый полис.
«Мы видим, что мошенники активно следят за новостной повесткой и используют громкие инфоповоды для обмана. Таким образом влияние социальной инженерии начинается еще до того, как мошенник связался с потенциальной жертвой — шансы на успешный фрод растут.
Чтобы уберечь клиентов банка от мошенников, мы непрерывно развиваем технологии защиты. Новый сценарий с гриппом уже добавили в технологию Нейрощит, которая разработана на основе искусственного интеллекта и автоматически подключается всем клиентам, которые используют связь Т-Мобайл. В месяц Нейрощит вместе с другими технологиями выявляет около 82 млн мошеннических звонков», — рассказал Илья Александров, заместитель руководителя центра экосистемной защиты Т-Банка.
Будьте внимательны в телефонных переговорах с незнакомыми людьми.
