В конгресс-центре отеля «Приморье» прошли две панельные дискуссии «Экономическая эффективность вузов через ответ на запросы рынка труда» и заседание Совета ректоров вузов Юга России и рабочей группы РАО по развитию наук об образовании. Задача дискуссий — обменяться опытом, выработать общие модели и подходы к тому, как университетам стоит выстраивать свой цифровой ландшафт, финансовые и социальные отношения с работодателями и студентами.
В офлайн-формате участниками мероприятия стали представители ВШЭ, Московского технического университета связи и информатики, МГТУ им. Баумана, Южного федерального университета, Московского университета им. Витте, РЭУ им. Плеханова, Кубанского государственного университета, Череповецкого государственного университета, Донбасского государственного технического университета, Санкт-Петербургского ГТУ, Кубанского ГМУ, МПГУ, Кубанского кооперативного института, Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Центрального университета, Российского университета кооперации и др.
Онлайн подключились к трансляции Донецкая академия транспорта, РГУПС, Донецкий и Луганский педуниверситеты, Крымский инженерно-педагогический университет, Донецкий, Луганский и Астраханский медуниверситеты, Сочинский, Ивановский, Брянский, Удмуртский, Петрозаводский, Ярославский, Мордовский, Томский, Калмыцкий, Адыгейский, Севастопольский и Кемеровский госуниверситеты, Керченский государственный морской технологический университет, ДОННУЭТ, БФУ им. Канта, Тольяттинская академия управления, РИНХ, Самарский ГТУ, Политехнический институт ДВФУ, КФУ, ИТМО, Иркутский НИТУ, Московский политех, Университет Решетнева, Самарский университет им. Королёва, МАРХИ, ЛЭТИ, ЛГАУ, РГПУ им. Герцена, Тамбовский, Пензенский, Майкопский государственные технические университеты, СГУ им. Чернышевского, Политех Петра Великого, ВГАУ, ЮГУ, РГУПС, ЮУрГУ, ЮРГТУ, САФУ, Академия труда и социальных отношений, НИТУ МИСИС, ВИЭСПи др.
Эксперты по цифровым технологиям были представлены CUSTIS, Modeus, ГК «Борлас», ЭБС «Лань», ГК IPR MEDIA и др.
«На старте учебного года мы пытаемся для себя определить, что же произойдёт в этом смысле глобального, учитывая те объявленные перспективы трансформации и изменения, которые сегодня активно анонсируют министерство, правительство и представители академического сообщества. Мы понимаем, что важно держать руку на пульсе», —отметила президент ЮФУ, академик Российской академии образования, председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.
«У нас 4 миллиона студентов, и у каждого индивидуальная образовательная траектория, которая начинается ещё со школы. В «Молодёжке» мы представляем большой спектр возможностей вместе с партнёрами. Наши выпускники приходят на предприятия, и предприятия уже соревнуются за этого выпускника.В общем, только все вместе, объединяя усилия, мы сможем ответить на те вопросы, которые всегда были, есть и будут перед системой образования», — подчеркнула заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова.
Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов поднял тему искусственного интеллекта:
«Вызовы, которые стоят перед системой образования на ближайшие 10 лет — это демографический переход и активное распространение искусственного интеллекта и цифровых технологий.Развитие новых провайдеров образовательных услуг — это большие компании, транснациональные, цифровые, которые вместе с университетами, а где-то вместо университетов, ведут образование. Университетам уже сегодня нужно бежать, догонять и выстраивать коллаборации с лидерами цифрового мира», — подчеркнул Евгений Сжёнов.
Ректор УГНТУ Олег Баулин и заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров поделились опытом и идеями организации работы со студентами и внедрения индивидуальных образовательных траекторий.
Директор по спецпроектам Ростех Елена Николаева рассмотрела ИОТ со стороны работодателя: «Это не просто пожелание со стороны работодателя, это единственный путь, как можно студентам найти себя дальше уже в реализации проектов на больших платформах и на крупных предприятиях».
Генеральный директор ресторанно-дегустационного комплекса ChâteaudeTalu (Шато де Талю) Александр Константинов поднял дискуссию о кадрах и рассказал о практике вовлечения студентов в деятельность предприятия, а также о необходимости долгосрочной стратегии, которая позволяет удерживать кадры.
Региональный управляющий АО «Альфа-Банк» по Краснодарскому краю и республике Адыгея Кирилл Шаталов рассказал о программах банка для молодёжии создании уникальной среды, в которой студент будет соавтором изменений и может полностью раскрыть свой потенциал.
«Альфа-будущее» — программа, которая на сегодняшний день объединяет уже более 300 вузов. Мы создаём платформу, на которой образование, бизнес и молодёжь могут взаимодействовать на равных», — сказал Кирилл Шаталов.
Руководитель программ по инновациям и предпринимательству Центрального университета, руководитель направления развития образовательных продуктов и технологий CUSTIS Илья Дубинский представил опыт STEM-университета.
«Если вы строите такой университет, который должен быть успешен в создании технологий и компаний, вам нужны новые образовательные модели, старые не подходят», — подчеркнул Илья Дубинский.
«Вузам надо стараться тянуться за внешними ресурсами. Чтобы их взять, придётся заняться внутренней оптимизацией, это неизбежно. Мы уже 8 лет ведём ИОТ-сообщество, на наши площадки приходят люди-практики, которые делают замечательные вещи. Фактически мы являемся точкой входа по всему этому интеллектуальному практическому состоянию. Второе: поскольку мы представлены в больших корпорациях — это возможность построить диалог между вузами и корпорациями. Первый способ трансфера технологий — это выпускники вашего вуза, которые оказались в индустрии. И третье: мы исповедуем простую мысль, что все большие организации уникальны. Мы всегда работаем в партнёрском подходе, очень тщательно относимся к миссии вуза, его стратегии, историческому происхождению. Поэтому я призываю воспользоваться накопленным опытом сообщества, не бояться двигаться вперёд. Сейчас количество практик, подходов, знаний, экспертов, которые это делают, достаточное количество в стране, чтобы двигаться быстро и успешно», — подвёл итог сессии генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума вузов Владимир Рахтеенко.
Заседание Совета ректоров вузов Юга России и рабочей группы РАО по развитию наук об образовании открыла президент ЮФУ, председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская: «Сегодня этот форум цифровых компаний тоже помогает нам сориентироваться в том, насколько ресурсы, которые существуют вокруг нас и создаются цифровыми компаниями, являются максимально эффективными».
Проректор по образовательной деятельности и информационным технологиям ЮФУ Павел Махно рассказал об опыте внедрения Modeus в ЮФУ, где в 2025 году от пилота совершён переход большого блока в кампусе в Таганроге на Modeus.
«Если стратегическое решение принято, то можно искать возможности оптимизации, встраивания решений, которые есть на рынке и показывают свою эффективность. И для этого, конечно, первым шагом можно проводить аудит внутренних систем, в том числе с учётом опыта тех, кто какие-то шаги в этом направлении уже сделал», — подчеркнул Павел Махно.
Директор института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета Марина Кудака рассказала о проекте «Перспектива PRO». «Портал создавался, чтобы помочь трудоустраиваться инвалидам и лицам с ОВЗ: старшим школьникам, студентам СПО и вузов. Дальнейшая перспектива: если в 2019 году количество нозологий по соматике и аутистическому спектру было ведущим, то сейчас это опорники. И мы подключили нашу ПИШ, ребят, которые работают над проектами экзоскелетов, получили патент на белую трость. И в дальнейшем хотим в этой области развиваться — в направлении социализации и реабилитации участников СВО», — поделилась планами Марина Кудака.
«Большое внимание мы уделяем не только внутренним вопросам вузов, но и внешним, которые касаются и финансовых инструментов. Modeus представляет платформу, которая является цифровой средой управления образованием, и мы видим важную ценность в объединении усилий вузов. Потому что сетевое образование — это возможность оставить студента внутри региона. Вторая очень важная составляющая — работодатель хочет не одного студента, а команду, которая способна решать его конкретные задачи», —пояснил логику партнёрства компании с университетами коммерческий директор Modeus Александр Парамонов.
«Мы пришли к выводам, что высококонкурентная среда подразумевает несколько факторов. Первый — это постоянное упрощение поистине сложных задач и передача их в широкие массы сотрудников. Второе — та работа, которая ведётся, должна вестись в прозрачных понятных программах, то есть переставать быть чудом, и ускоряться постоянно. Современный тренд, когда мы получаем результаты через дни, недели, а не через годы. Мы работаем буквально в моменте, перестраивая программы под запрос рынка, доставая новые компетенции, которые вначале, когда контингент только поступал на первый курс, ещё были неизвестны. Вызовы, с которыми сталкиваются коллеги, вынуждают идти на новые, совершенно неожиданные решения», — поделился ходом внедрения проекта в ЮФУ руководитель по реализации и внедрению Modeus Александр Гаврилов.
«Не использовать наработанные практики не получится. Главное — это люди. Если в университете нет команды изменений, и нет потребности всё это новое себе взять, то ничего не произойдёт. Та экспертиза, которую мы предлагаем брать самыми разными способами (и мероприятиями, такими, как сегодняшняя конференция, как программа ИОТ-практикумов, которую мы проводим, проекты консалтинга), обращена к вам. Мы на своих ресурсах(каналах, сообществах, сайте) постоянно рассказываем, что и как происходит вообще с индивидуальными образовательными траекториями. С нами энергия тех, у кого получается. С нами спокойнее жить и развиваться!» —подвела итог важной встречи заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина.