Панельная дискуссия Союза кинематографистов «Большая страна: расширение возможностей регионального кинопроизводства»

выставка-форум россия - союз кинематографистов россии

Мероприятие прошло 23-го декабря в павильоне №57 «Россия – моя история» на ВДНХ на площадке Знание.Лекторий и стало частью образовательной программы выставки-форума «Россия», генеральным партнером которой выступает Российское Общество «Знание». Лидеры мнений российской киноиндустрии обсудили перспективы развития регионального кинематографа, отраслевые особенности и способы формирования региональных кинокластеров. А также подвели итоги 2023 года, рассмотрели опыт реализации крупнейших событий в киноотрасли и определили вектор развития на 2024 год.

Перед дискуссией гости площадки Амфитеатр павильона №57 посмотрели и обсудили фильмы победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее». Первой публичной кинопрограммой мероприятия стал документальный блок «Большая страна: снято в Пермском крае», куда вошли короткометражные фильмы «Live in Любимово» (реж. Алексей Романов), «Коллекционер» (реж. Сергей Климов) и «Ящерка» (реж. Екатерина Драчева).

После кинопрограммы и её обсуждения гости мероприятия и ведущие эксперты киноиндустрии собрались на технологичной площадке Знание.Лекторий для проведения дискуссии «Большая страна: расширение возможностей регионального кинопроизводства». Запись дискуссии можно посмотреть на канале портала MovieStart. Спикеры обсудили перспективы развития регионального кинематографа, пути повышения его конкурентоспособности, а также инструменты популяризации регионального кино в России и за рубежом.

Дискуссия стартовала со вступительного слова директора по киноканалам медиахолдинга «Цифровое Телевидение», киножурналиста, продюсера, председателя отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля, члена Экспертных советов Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино Ивана Кудрявцева: «Я сам с интересом слежу за развитием регионального кино, ведь оно все чаще занимает верхние строчки в рейтингах кассовых сборов». Он передал слово Председателю Союза кинематографистов РФ Никите Михалкову, который обратился к гостям дискуссии в онлайн-формате: «Выделять субсидии и развивать региональное кино сегодня невероятно важно. Усиление регионального кино на местах – возможность объединять разные уголки нашей страны и с любовью рассказывать о малой родине, месте, где ты живешь. Это важно и с эстетической, и с этической, и с политической точек зрения. Необходимо развивать таланты во всех уголках нашей родины».

Первой рассказала о целях работы в регионах заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Ирина Карих:

«В портфеле Российского общества «Знание» более 7000 часов просветительского контента, и есть различные проекты, которые направлены на то, чтобы популяризировать региональное кино. Наша миссия направлена на то, чтобы развивать культуру киносмотрения в стране».

Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кино (ФПРК), член Совета ФПРК рассказал об итогах фонда за 2023 год и поделился некоторыми планами на 2024 год:

«Хочется продвигать новые смыслы, которые формирует региональное кино, и идеи людей, которые его создают. Конкурс «Россия – взгляд в будущее», который мы провели, показал отличные цифры и подсветил таланты. Форум регионального кино «Новый вектор», прошедший в 2023 году в Калининграде, помогает системно подходить к вопросу развития регионального кино, объединить государство и кинематографистов. В следующем году мы проведем его вновь, также пройдут окружные форумы – в Белокурихе, Улан-Удэ и Ставрополе». Также Дмитрий Якунин эксклюзивно для гостей МВФ «Россия» представил видео-отчет об итогах работы Фонда поддержки регионального кино за 2023 год. Ознакомиться с ним можно по ссылке. Эксперт продемонстрировал и специальный шоурил с тизерами фильмов-лауреатов конкурса «Россия – взгляд в будущее», которые зритель увидит в 2024 году.

Директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала о планах на 2024 год:

«В следующем году будет реализовано много программ. АСИ внедряет региональный стандарт по креативной экономике, который позволит сформулировать отдельные региональные стратегии, где драйверами станут именно киноиндустрии. Мы будем и дальше развивать систему рибейтов, причем, не только для российских компаний, но и для международных. Также глубже погрузимся в работу над креативными кластерами как точками сосредоточения не только молодежи, но и предпринимателей. Совместно с партнерами мы предложим несколько программ поддержки, которые заинтересованы в развитии креативной экономики. Отдельное внимание уделим продюсированию, причем, не только из области кино, но и других сфер искусства. Клуб продюсеров уже заработал, мы приглашаем специалистов из регионов и выступаем за развитие сообщества продюсеров всех сфер креативных индустрий. Также надеемся, что закон о развитии креативных индустрий вскоре будет принят, и мы с помощью него сможем определять конкретные меры поддержки. Хочу поблагодарить Ларису Солоницыну, Дмитрия Якунина и всех, кто работает над региональным кино. Мы надеемся, что в ближайшем будущем образ нашей страны будет сформирован через фильмы, снятые в регионах».

Исполняющий обязанности заместителя Губернатора Красноярского края, член Совета ФПРК Василий Нелюбин осветил опыт региона в 2023 году:

«Красноярский край принял закон о поддержке кинематографии. Создана региональная кинокомиссия. 50 миллионов заложены на рибейты в следующем году. По нашим расчетам в 2024 году в крае будет снято около 20 фильмов. Мы провели совместно с ФПРК два питчинга – это были заметные события для сибирской киноиндустрии, на конкурсы заявились более 200 участников, была задана высокая планка. По итогам снято два игровых короткометражных фильма и 3 документальных, которые собрали хороший урожай на фестивалях. Надеемся продолжить работу в продуктивном ключе!».

Директор по развитию АО «Свердловская киностудия» Евгений Григорьев рассказал об успехах площадки и росте ее привлекательности для широкой аудитории:

«В 2020 году у нас было ноль фильмов, ноль проектов и ноль кадрового состава. В 2023 году у нас 6 фильмов снято 13 в производстве. 4 фильма получили рибейты на общую сумму около 11,3 млн рублей. 2 проекта стали победителями питчинга Министерства культуры РФ. На студии появилась своя киношкола. Более 50 000 человек посетили киностудию в составе экскурсионных программ, это почти на 70% больше, чем в 2022 году. Этими показателями я горд, они демонстрируют, что мы возвращаемся в культурный и кинематографический ландшафт России. Киностудия учится у коллег из Калининграда и Перми, как привлекать гостей на локации. Мы развиваем нашу школу кино, которая формирует кадровый резерв студии. Нам точно есть, куда развиваться. И мы делаем ставку на людей, создаем им условия, чтобы они не хотели покидать регион и могли эффективно работать здесь».

Андрей Ермак, Министр по культуре и туризму Калининградской области, член Совета ФПРК, представил два вектора развития региона:

«Это внешнее и внутреннее направление. Если говорить про внешнее, то мы привлекаем кинематографистов на локации, создаем условия и поддерживаем съемочный процесс. Также предоставляем рибейты. За время работы кинокомиссии мы поддержали 47 фильмов и сериалов, которые принесли в регион 1, 176 млрд. Мы поняли, что съемки музыкальных клипов являются потенциально привлекательными для получения рибейтов. Съемочный процесс, который нон-стоп идёт в регионе, стал привлекательным фактором для туристов. Они с большой охотой возвращаются, зная, что здесь регулярно снимают интересные проекты. Если мы говорим про внутреннее направление, то одной из важных инициатив можно назвать формирование региональной базы актеров. С нетерпением ждём проведения очередного форума «Новый вектор», где сможем вновь объединиться для решения стратегических задач по развитию регионов».

Ольга Жукова, исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), рассказала про проект «Кино России»:

«Над проектом мы работаем более 7 лет. Динамика в плане экономических показателей положительная, многие регионы эффективно используют систему рибейтов. С 23 регионами подписаны соглашения о сотрудничестве. В 48 организациях действуют комиссии или организации, которые оказывают подобные услуги. 14 субъектов РФ компенсируют затраты на съемки фильмов, в ряде регионов процент рибейта варьируется от 20 до 80. В список новых регионов, запустивших систему рибейтов в этом году Красноярский край, Республика Бурятия, Приморский край, Свердловская область, ХМАО-Югра и Алтайский край. По цифрам, которые мы видим, перспектива ясна – региональному кино быть!».

Зураб Агирбов, Министр культуры Карачаево-Черкесской Республики, член Совета ФПРК представил проекты, над которыми шла работа в регионе в 2023 году:

«У нас прошли съемки несколько фильмов, среди которых «Экспресс» Руслана Братова, «Бременские музыканты». Важным проектом стал фильм «Испытание аулом», поддержанный Министерством культуры РФ и ПФКИ, созданный местной киностудией «Домбайфильм». Это кино про традиционные ценности, сохранение культуры и языка. Сборы (на данный момент 24 миллиона рублей) превышают затраты, для дебюта – это успех. В нашем регионе создана Школа креативных индустрий, действует киношкола «Киностарт». Наша мечта – организовать локальный кинокластер. Благодаря нашему опыту и ресурсам он может иметь большой потенциал».

Кинорежиссер, художественный руководитель киностудии «Остров», член Попечительского совета ФПРК Сергей Мирошниченко рассказал о модели продвижения региональных студий:

«В основе успеха лежат два компонента. Один из них – личность лидера, который заинтересован в развитии кино в регионе. Второй – это художник, подвижник от искусства, который эффективно взаимодействует с первой персоной. Урал – одна из важнейших точек на кинематографической карте России. Здесь начинали Хотиненко, Балабанов. Здесь сейчас работают Федорченко, Григорьев. В активных регионах важно создать школу или кинофестиваль, это среда, которая воспитывает профессионалов».

Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский призвал задуматься о смыслах в творческом процессе регионального кинопроизводства:

«Важнейшим из искусств кино остается благодаря нарративу. Почему «Слово пацана» взорвало постсоветское пространство? Это история о цене вопроса и крахе иллюзий. Здесь есть художественная правда. Нам нужна коррекция смыслов, которые раскалывают наше общество, в пользу тех, которые консолидируют. Кино – инструмент, с помощью которого мы рассказываем о себе. И сегодня кинематограф во многих регионах – чистый лист, и мы стоим перед задачей формулирования смыслов и создания новых форм. 2024 год Союз кинематографистов и Гильдия кинодраматургов объявляет годом короткого метра».

Директор департамента развития территорий и креативных индустрий АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Андрей Коновалов сообщил о планах на 2024 год:

«В 2019 году Россия и Индия заключили соглашение об аудиовизуальном совместном производстве. В мае 2024 один из известных индийских кинопродюсеров побывал во Владивостоке на креативной неделе, после чего посетил Якутию и Камчатку. Он выбрал местом для съемок фильма именно Приморский край и Республику Саха. Данный фильм под названием Runner* (англ. «бегун») будут снимать совместно с продюсерской компанией «SREDA». У нас большие планы по привлечению съемочных групп на Дальний Восток и развитию местного кинопроизводства, и для координации этой деятельности создана Кинокомиссия Дальневосточного федерального округа. В Якутии запланировано строительство большого кинопавильона, на него мы собираемся выделить более 10 млрд рублей, в том числе с применением механизма дальневосточной концессии. Также планируем выделять 180 миллионов рублей ежегодно на закупку кинооборудования и рибейты в ДФО».

Маргарита Козлова, директор Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа– Югры рассказала о работе региона в 2023 году:

«Фестиваль «Дух огня» давно перестал быть площадкой исключительно для кинопоказа и творческих встреч – здесь проходят и деловые, и образовательные программы. За последние два года появились новые форматы. Например, академия «Дух огня». Также мы открыли важный деловой формат «Кинодиалоги», который предполагает совместные проекты с зарубежными партнерами. Опыт Калининграда и Перми помог внедрить практику рибейтов, которую мы активно реализуем, как и кредитование на съемки фильмов».

Юнир Аминев, директор киностудии «Башкортостан» имени А. Абдразакова, член Совета ФПРК сообщил об образовательных проектах региона:

«Мы уже открыли курс аниматоров на базе Уфимского училища искусств, в будущем планируем запустить курс кино и телевидения. В этом году Киностудия Башкортостана своими силами сняла 2 фильма: «Камень батыров» и «Не оставляй, мама!». В этом году у нас стартовал свой башкирский Фонд кино. Теперь каждый год из бюджета республики Башкортостан будет выделяться 50 млн рублей для съёмок фильмов. Приезжайте в Уфу, приезжайте в Башкортостан, у нас есть горы, леса, степи, моногорода. Добро пожаловать!»

Ответственный секретарь совета руководителей представительств регионов при Президенте РФ и Правительстве РФ, директор по развитию продюсерского центра ФПРК Николай Новиков заявил:

«Я считаю, что назрела необходимость создания структуры, которая возьмёт на себя координацию между федеральными органами власти и кинодраматургами для того, чтобы создавать короткий контент. Нам нужны правильные истории, ориентирующие молодёжь и направленные вовне, – мягкая сила нашей страны. Это позволит создавать контент высокого качества».

Михаил Калинин, ответственный секретарь Союза кинематографистов России, член Совета ФПРК, поделился соображением:

«Хочется верить, что наша сегодняшняя работа приведёт к тому, что не будет региона, который бы не создал фильма о себе, о своих людях, о своих героях и своих красотах. Именно сегодня формируется новое кинематографическое лицо нашей страны. Я надеюсь, что оно будет не хуже, чем то советское кино, которое мы все любим».

Альберт Рябышев, генеральный директор компании R-Media, присоединился к мнению:

«Мне кажется, крайне важно развивать в регионах материально-техническую базу, формировать группы людей, которые могут и хотят снимать кино. Но для этого им нужна практика. Поэтому я хочу попросить ФПРК включить в свою программу ещё и короткометражное художественное кино. Кино, которое способно создавать миры, увлекающие зрителя, меняющие сознание заложенными в него смыслами».

Игорь Шибанов, генеральный директор телеканала СуперГерои, продюсер, выступил с предложением в финале дискуссии:

«За последние несколько лет региональные студии произвели много хорошего контента, это не только документальное кино, не только короткометражное кино, это игровые фильмы и сериалы достаточно высокого качества. Мне кажется несправедливым, что не все они попадают на федеральные каналы. Я считаю, что подошёл момент для создания вещательного телеканала, который будет показывать региональный контент. Название нашей конференции – «Большая страна» могло бы стать и названием этого телеканала».

Гостями мероприятия Союза кинематографистов РФ выступили эксперты, кураторы, участники и лауреаты конкурсов «Россия – взгляд в будущее», «Формула пути», «Питчинг региональных киностартапов», а также представители продюсерских компаний, онлайн-платформ, педагоги, студенты и выпускники киношкол, слушатели Мастерской «Новые медиа», участники «Арт Мастерс», общества «Знание» и других образовательных проектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
editor/ автор статьи
366info.ru