Алюминий на курорте

Мостокомплект-Нижний-Новгород

В стремительно развивающейся в России индустрии внутреннего туризма алюминий применяется по системе «все включено». Решения на основе сплавов этого прочного и легкого, стойкого к коррозии и эстетически привлекательного металла находят воплощение в быстровозводимых модульных отелях и бунгало, светопрозрачных конструкциях над досуговыми и спортивными объектами, элементах благоустройства парковых и прибрежных территорий, причальной и яхтенной инфраструктуре. Об этом – в материале «Алюминиевого Вестника».

Внутренний туризм

Необходимость применения в туриндустрии высокотехнологичных сплавов алюминия и решений на их основе продиктована масштабом поставленных правительством задач и сжатыми сроками их выполнения.

Развитие внутреннего туризма отнесено в России к числу национальных приоритетов. Наша страна имеет колоссальный туристический потенциал. Чтобы полностью реализовать этот потенциал, в 2021 году был принят национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», а с начала 2022 года заработала утвержденная премьером Михаилом Мишустиным госпрограмма «Развитие туризма», рассчитанная до 2030 года. В программу включены три федеральных проекта – «Развитие туристической инфраструктуры», «Повышение доступности туристических продуктов» и «И совершенствование управления в сфере туризма», входящих в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства».

Правительственным постановлением №2439 от 24 декабря 2021 года в России была запущена государственная программа «Развитие туризма» до 2030 года. Госпрограмму утвердил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Согласно госпрограмме, за счет выданных инвесторам льготных кредитов на строительство отелей ежегодно должно появляться до 20 тыс. гостиничных номеров. Причем содействие инвесторам при строительстве обеспечивающей инфраструктуры к туристическим объектам оказывают Минстрой России и корпорация «Туризм.РФ». Как предполагается, в комплексе эти меры позволят к 2030 году увеличить количество путешествий внутри страны до 140 млн поездок в год, создать не менее 1,7 млн новых рабочих мест и повысить вклад туристической отрасли в экономику до 8,3 трлн рублей. Об этом в свое время говорил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Теперь посмотрим, в каких проектах, связанных с развитием инфраструктуры внутреннего туризма, алюминиевые решения оказались не просто востребованы, но порой просто незаменимы.

«Наша цель – повышение качества городской среды и инфраструктуры. Применяя новые инновационные экологичные технологии и материалы для строительства социальных объектов и туристических комплексов, создания современной причальной инфраструктуры, мы повышаем качество жизни и уровень привлекательности регионов. Мы видим растущий спрос на современные технологичные решения во всех субъектах России», – говорит председатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская.

Модули гостеприимства

турбаза модульного типа

Модульные конструкции, давно зарекомендовавшие себя на объектах добывающих и перерабатывающих отраслей, нашли применение в сфере туризма и гостеприимства сравнительно недавно.

Первым в стране модульным объектом туриндустрии стал отель «Ковчег» в алтайском селе Усть-Кокса – специалисты новосибирской ГК «Ависта Модуль Инжиниринг» возвели здание в 2016 году всего за два месяца. Тогда же было убедительно доказано, что модульные сооружения, несмотря на используемые типовые решения, могут иметь эстетичный внешний вид. Не последнюю роль в этом играет алюминий: в жилых модулях широко применяются алюминиевые композитные панели и оконный профиль.

Алюминиевые композитные панели (АКП) – это высокотехнологичный строительный и облицовочный материал. Панели состоят из двух предварительно окрашенных алюминиевых листов толщиной до 0,5 мм, между которыми помещен слой полимера на основе полиолефинов. Готовая панель имеет принципиально иные свойства по сравнению с исходными компонентами. Она может служить и отделочным, и конструктивным материалом.

Алтайский «Ковчег» представляет собой гостиницу коридорного типа: в его конструктиве лайфбоксы «Хаски», объединенные соединительными модулями. Улучшенная шумоизоляция номеров-модулей обеспечивается благодаря наличию у каждого из них своих стен, пола и потолка. На основе модулей можно, как из конструктора Lego, собирать и жилые номера, и общественные помещения, скажем, вестибюли и кафе. Нужна гостиница мотельного типа? Пожалуйста – отдельный вход с улицы будет у каждого номера. По этой технологии можно строить гостиницы на 21 и 154 номера.

Модульные технологии применимы для малоэтажного строительства гостиничных комплексов, загородной инфраструктуры отдыха, коттеджных поселков, а также социальных объектов – школ, поликлиник и больниц, лабораторий и офисов.

На турбазе «Ковчег» установили также бунгало и тент-хаусы (их еще называют глэмпингами). Четыре глэмпинга, объединенные мангальной зоной и спортплощадкой, летом пользуются повышенным спросом у постояльцев. Помимо Алтая такие сооружения есть и на горнолыжном курорте Шерегеш в Кемеровской области.

Как универсальное решение для малоэтажного строительства жилых зданий и сооружений блочно-модульные конструкции – это абсолютно востребованная технология. Главный принцип технологии быстровозводимого модульного строительства в том, что здания собираются на основе блок-модулей. Блок-модуль имеет заводскую готовность и производится на заводе, а на стройплощадке остается лишь собрать из деталей крупный узел. По сути, появляется возможность уйти от «мокрых» процессов снаружи и внутри здания, обеспечить неизменное качество продукции. Это ключевое преимущество в сравнении с традиционной технологией строительства.

Применение типовых блок-модулей, производство которых отточено до деталей, позволяет строить быстро и качественно. Причем установка этих конструкций не предполагает участия тяжелой техники и не создает «стройку» на действующей базе отдыха. В любой момент постройки можно переместить или увеличить площадь отеля – к примеру, достроить второй этаж.

Важным преимуществом модульных конструкций перед капитальными сооружениями является то, что их можно строить на любом типе земельного участка, даже на землях лесного фонда – не нужно получать разрешение на строительство.

В Малибу и Шерегеше

Бунгало – строение с плоской кровлей, также быстровозводимая модульная конструкция. В ней могут комфортно разместиться двое или компания из шести человек. Доставляют ее к месту установки уже в полной заводской готовности – по прибытии остается только внести мебель. Заводская сборка позволяет избежать ошибок, которые случаются при монтаже на стройплощадке. Несмотря на пока еще экзотическое название, бунгало давно не только принадлежность тихоокеанских пляжей в Малибу. В России эти сооружения можно увидеть на алтайских курортах Манжерок и Чепош, в Шерегеше в Кемеровской области и в дачном поселке в Новосибирской области.

Завидные купола

аквапарк в завидово

Среди объектов туриндустрии строящегося комплекса «Завидово Парк» в Тверской области круглогодичный аквапарк на берегу речки Дойбица, пожалуй, самый заметный. Причем в прямом смысле – он выделяется колоссальными масштабами.

По европейским стандартам площадь аквапарка 54274 м² – абсолютный рекорд для такого рода сооружений. Выдающиеся по меркам Европы характеристики имеет и светопрозрачная кровля аквапарка: общая площадь двух куполов – 13,9 тыс. м², а длина пролетов постройки – по 95 м. Кровлю такого размера можно изготовить только с применением высокопрочного, но при этом легкого алюминиево-магний-кремниевого сплава АД35Т1.

Светопрозрачная кровля аквапарка в Завидове изготовлена из высокопрочного алюминиево-магний-кремниевого сплава АД35Т1, первоначально зарекомендовавшего себя в машиностроении и авиапроме, а затем нашедшего применение в строительстве и мостостроении.

Для возведения уникальной по сложности и размерам кровли над самым большим в Европе аквапарком использовались технологии, разработанные компанией из Новосибирска «Несущие системы» (входит в состав Алюминиевой Ассоциации). Еще на этапе проектирования новосибирцы предложили и обосновали возможность применения высокопрочных алюминиевых сплавов для устройства каркаса. Тогда же разработали крупноформатный профиль для каркаса кровли с сечением 150х350 мм и удостоверились в возможности его экструзии на производственной площадке КраМЗа, еще одного участника Алюминиевой Ассоциации.

На всех этапах проектирования криволинейных поверхностей конструкции использовали 3D-моделирование. Была создана трехмерная модель каркаса куполов, выполнено твердотельное моделирование всех элементов конструкции и на этой основе выдавались детализированные чертежи алюминиевого каркаса. Его изготовили на производственной площадке компании в Новосибирске. Там же на 5-осевых станках с ЧПУ обрабатывались узловые коннекторы каркаса.

Из Сибири в пункт назначения в Тверской области конструкции доставили на европалетах в полной заводской готовности. Благодаря относительно небольшому весу алюминиевых изделий для их транспортировки могут использоваться грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.

На стройплощадке профили и узловые коннекторы оставалось только собрать на болтовых соединениях. В монтаже оболочек участвовали краны и несколько бригад монтажников – по шесть человек в каждой. Сегменты оболочки собирались укрупненно на земле, затем мобильный кран поднимал их и выставлял в проектное положение.

Комплекс в Завидово, который будет введен в строй в 2025 году, не единственный объект, построенный при участии «Несущих систем» для туристической индустрии. Здесь можно упомянуть еще отели «Кристалл» в Сочи и «СтандАрт» в Москве, а также аналогичные проекты в ОАЭ. Купольные конструкции и фасадные оболочки этих сооружений никого не оставляют равнодушным.

Путь к причалу

причал

Невозможно представить туристическое направление вдали от моря, реки или хотя бы озера. Да и число приверженцев отдыха на воде в стране увеличивается год от года, о чем свидетельствует растущий спрос на маломерные суда, особенно, заметим, алюминиевые.

Не будет преувеличением сказать, что водный транспорт и причальная инфраструктура становятся неотъемлемой частью любой акватории. Все осложняет недостаток стояночных мест для маломерных судов. Гостевые причалы у отелей и ресторанов практически отсутствуют. Инфраструктуры городских причалов либо нет вовсе, либо она слабо развита. Не хватает современных причальных комплексов. Из-за этого множество маломерных судов – лодок и катеров – хранятся не в специально оборудованных яхтенных маринах или эллингах, а на автомобильных прицепах.

В странах, где водно-моторная техника давно получила широкое распространение, вопрос парковки для яхт, катеров и лодок успешно решен. Достаточно взглянуть на марину французского курортного города Довиль на берегу Ла-Манша или Дубай Марину в ОАЭ – самую большую на планете пристань для яхт и роскошный курортный район на берегу Персидского залива.

С учетом лучших зарубежных образцов в России несколько лет назад начали создавать причальные системы на основе конструкций из стойкого к агрессивной водной среде алюминия. В качестве примеров действующих объектов можно назвать причальную инфраструктуру Музея Мирового Океана в Калининграде, Набережную Дома правительства Московской области на Москве-реке и подмосковный яхт-клуб «Золотой город» на Клязьминском водохранилище. В числе текущих проектов – устройство пяти пешеходных трапов на строительстве комплекса береговой и морской инфраструктуры морского порта Геленджик в Краснодарском крае, а также причальная стенка в столичном жилом комплексе Portland на Москве-реке в акватории Южного речного порта.

Алюминиевая Ассоциация не осталась в стороне от актуального тренда: участники и партнеры отраслевого объединения изготавливают алюминиевую причальную инфраструктуру по полному циклу. Команда разработчиков и производственников, собравшаяся для решения этой задачи, обладает более чем 25-летним опытом эксплуатации причальных комплексов в различных уголках мира, имеет профессиональную компетенцию в области мореходства и яхтенного туризма. Все это позволило создать российские причальные системы, наиболее полно отвечающие требованиям яхтсменов, капитанов, владельцев яхт и обслуживающего персонала марин в условиях нашей страны и нашего климата.

Понтоны и дополнительное сервисное оборудование производятся в России из отечественных алюминиевых сплавов и подходят для разных типов яхт. Причальные комплексы изготавливаются по индивидуальным проектам с учетом климатических зон и особенностей акваторий яхтенных стоянок. Эти изделия экологичны, соответствуют российским и международным стандартам. Гарантируется полное сервисное обслуживание установленных конструкций.

Понтоны изготавливаются по принципу несущей рамы из сваренных алюминиевых профилей, экструдированных из сплава 6ххх серии. По периметру понтона устанавливается алюминиевый профиль, конструкция которого обеспечивает бесшаговое крепление любого оборудования. Корпуса поплавков понтонов, трапов и причальных пальцев делаются из 3-миллиметрового проката алюминиевых сплавов 5083, 1561 и других – в зависимости от пожеланий заказчика. Чтобы обеспечить конструкции непотопляемость даже при сквозных повреждениях всех поплавков, они заполнены вспененным полимером и в случае пробоя примут не более 2-3% воды.

Бесшаговая система крепления поплавков к раме позволяет легко компенсировать точечные нагрузки на понтон в местах опирания трапов, причальных пальцев и другого оборудования. Для этого достаточно изменить места установки поплавков или увеличить количество поплавков в особо нагруженных местах.

Пальцами (швартовыми пальцами) называются причалы-разделители для швартовки маломерных судов – яхт, катеров и лодок. Они представляют собой конструкции, обеспечивающие правильное и безопасное распределение судов у причала.

По выбору заказчика настил понтонов, причальных пальцев, трапов и сходных площадок может быть выполнен из профилированного алюминия, древесно-полимерного композита, полиэтиленового декинга, твердых пород красного дерева и других материалов.

Эти отечественные разработки актуальны для комплексного развития территорий в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Они востребованы в проектах на внутренних водных путях, расположенных в разных регионах России: «Новая Анапа», «Остров фортов» в Кронштадте, «Лаишево» в Республике Татарстан, «Горская» в Санкт-Петербурге, «Южный риф» в Адлере, «Каньон Прохладный» в сочинском поселке Головинка, строящиеся марины на черноморском побережье в Геленджике и во многих других.

В чем преимущества алюминиевых решений в сфере причальных систем? Понтоны не подвержены коррозии и служат не менее 30 лет, они могут иметь ледовый класс и отличаются повышенной ударостойкостью. Благодаря оптимальному весу их просто транспортировать по воде и суше, а на монтаж и демонтаж требуется минимум усилий и времени. Есть возможность выбора способа удержания понтонов на месте. Универсальная бесшаговая система крепления дополнительного оборудования и аксессуаров открывает неограниченный простор для модернизации. И, наконец, а может быть и в первую очередь, алюминий как конструктивный материал обладает не только замечательными эксплуатационными, но и выдающимися эстетическими свойствами.

PRосвет в парке

Парк и набережная – это места притяжения в любом городе, особенно в курортном. Правильное настроение в рекреационных зонах создается не только усилиями ландшафтных дизайнеров, но и благодаря освещению. Современные системы наружного освещения на основе алюминия играют важную роль в формировании комфортной городской и парковой среды. Выбор в пользу алюминия определяется богатой цветовой палитрой изделий, а также возможностью заметного снижения расходов на монтажные работы благодаря легкости металла.

Продукция компаний из состава Алюминиевой Ассоциации нашла применение во многих проектах благоустройства общественных пространств и реконструкции систем наружного освещения. Наглядным подтверждением этому служит география проектов, в которых приняла участие компания «Алюмпарк»: Адлер и Новороссийск, Иркутск и Уфа, Туапсе и Минеральные Воды, Калининградская область и Удмуртия. В продуктовой линейке компании есть круглоконические и цилиндрические опоры освещения, а также готовые комплексные решения для парков, скверов и других общественных пространств.

Корпуса светильников и комплектов уличного освещения, которые производит «Алюмпарк», изготавливаются из высококачественных алюминиевых профилей и листов. Эти материалы характеризуются высокими термическими свойствами, их теплопроводность более 200 В/мК. От коррозии и воздействия агрессивных факторов внешней среды – морской воды, ультрафиолетового излучения и соли – алюминиевый корпус светильника спасает защитный слой, получаемый с помощью анодирования.

Твердый как алмаз

светильники из алюминия

Анодирование – это создание методом электролиза защитно-декоративного слоя на поверхности алюминия. Оксидный слой устойчив к воздействию ультрафиолета. Анодный слой – второй по прочности после алмаза. К анодированию прибегают, когда важен эстетический внешний вид и сохранение равномерности покрытия в течение всего срока эксплуатации. Важно, что анодирование не поддается износу и коррозии в агрессивных средах. Слой анодирования – это неотъемлемая часть изделия, что исключает его отслоение и обеспечивает увеличение гарантийных сроков эксплуатации до 20 лет.

Кроме того, анодирование придает светильникам эстетичный внешний вид. На одной из крупнейших в России автоматизированных линий анодирования предприятия «Алюмпарк» изделиям могут придать любой из двенадцати уникальных цветов, причем для каждого есть матовый вариант исполнения. Заметим, что слой анодировки также повышает теплоотдачу корпуса светильника, благодаря чему снижается температура светодиодов, что значительно увеличивает срок их службы. К слову, вне зависимости от региона эксплуатации гарантия на анодирование составляет 20 лет.

Для освещения парков, пешеходных зон и велодорожек предлагаются светильники с опорами серий «Урбан» (коническая) и «Сити» (цилиндрическая) из алюминиевого сплава 6060. Это шлифованный алюминий с покрытием анодированием и порошковой краской по шкале RAL. Завершенный вид уличный светильник типа «Урбан» приобретают после установки на его опору оголовника – металлоконструкции для размещения собственно световых приборов. Вариантов оголовников множество: можно подобрать под тематику любого паркового ансамбля – от стилей модерн и конструктивизм до модного сегодня минимализма.

Кабели для систем наружного освещения сегодня тоже делают из алюминия. Отечественная кабельная отрасль предлагает широкую линейку продукции, обладающей высокой коррозионной стойкостью, низким весом и экономической эффективностью. По данным экспертов ГК «Москабельмет», применение кабельно-проводниковой продукции из инновационного сплава 8ххх серии позволяет существенно – не менее, чем на 30% – экономить средства при реализации проектов благоустройства и реконструкции систем наружного освещения. Кроме того, при замене медной жилы на алюминиевую на 15-30% уменьшается вес кабеля. С ним охотно работают монтажники, которым важны гибкость, удобство разделки концов силового кабеля (удаление его защитных покровов) и, конечно, надежность.

Мост на курорт

Мост-Черняховск

Калининградская область – одно из популярнейших туристических направлений, традиционно входит в пятерку самых посещаемых регионов России. В 2024 году в географическом центре области, в городском парке Черняховска установили самый западный в стране мостокомплект с пролетным строением из алюминиевых сплавов. Идея поставить здесь пешеходный мост возникла в связи с проектом реновации парка Городская долина.

Выбор заказчика в лице администрации Черняховского муниципалитета в пользу алюминия объясним. Мосты из современных алюминиевых сплавов обладают высокой коррозионной стойкостью, благодаря чему можно существенно сэкономить на обслуживании сооружения на всем протяжении его жизненного цикла. Мост из алюминиевого сплава не нужно обрабатывать антикоррозионными средствами или красить – достаточно время от времени подметать и мыть.

Учли и то, что конструкции мостокомплекта перевозятся малотоннажным грузовиком. Для сборки моста не требуется привлекать высококвалифицированных специалистов по монтажу – с задачей справится обычная мостовая бригада. Установить конструкцию поможет легкий кран. К тому же транспортировать мостокомплект, собирать и устанавливать его можно даже в стесненных условиях плотной городской застройки.

Длина нового пешеходного моста в Городской долине 12 м, а ширина 2,4. Он снабжен противоскользящим резиновым покрытием, а также ограждениями из закаленного стекла и архитектурной подсветкой. Его детали изготовлены методами экструзии и проката из сплавов 6082Т6 и 1565чМ. Поставщиком полуфабрикатов для производства мостовых конструкций выступил КраМЗ.

Пешеходный мост из мостокомплекта в Черняховске стал 8-м по счету спроектированным в России. Первый, напомним, установили в октябре 2022 года в Нижнем Новгороде, также известном как модное направление внутреннего туризма. Говоря о разнообразии применения алюминиевых решений в туриндустрии, как не вспомнить пророческие строки из романа «Что делать?» Николая Чернышевского. Помните, в четвертом сне Веры Павловны говорится: «…Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий…». Если бы классик жил в наше время, его героиня, вероятно, пользовалась бы алюминиевыми решениями по системе «все включено» в следующем формате. Она прибыла бы на курорт на круизном лайнере с алюминиевой надстройкой «Мустай Карим», с комфортом разместилась в модульном бунгало из алюминия, днем проводила время в аквапарке под огромной светопрозрачной кровлей из алюминиевых конструкций, а вечерами прогуливалась в парке по алюминиевому мостику из мостокомплекта и каталась на велосипеде из переработанных кофейных капсул по велодорожкам, освещаемым светильниками из анодированного алюминия. Что ж, алюминиевая отрасль еще ждет своего Чернышевского!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
editor/ автор статьи
366info.ru