Импортозамещение программного обеспечения в высших учебных заведениях. Итоги

вебинар иот

20 мая на вебинаре «Импортозамещение программного обеспечения в высших учебных заведениях» эксперты обсудили задачи и вызовы формирования технологического суверенитета, которые настоятельно требуют перехода к использованию отечественных разработок в образовательных организациях.

Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования РФ:

«Я предлагаю посмотреть на это еще и как на образ мышления, который мы формируем, начиная со школьников и далее продолжая со студентами. Это намерение в принципе использовать наши цифровые продукты и формирование понимания, что наши — они крутые, ими можно гордиться. Это достаточно сложная задача, которую мы решаем через образовательные программы, взаимодействие с работодателями, работу со студентами, формируя их ценностный иммунитет. Полезно, чтобы вузы видели то, что сделано другими вузами, предъявлять примеры работающих историй, чтобы университетское сообщение понимало имеющиеся ресурсы, могло оценить их высокое качество и применимость в своем университете».

Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки РФ:

«Это большой вызов перед университетами и коллегами, как сделать так, чтобы наши отечественные решения и сервисы были не только достойны по функционалу, но и вошли в наш культурный код. У нас сейчас заложены масштабные изменения в части развития высшего образования на несколько лет вперед в приоритетах развития госполитики. Задачи, которые ставятся перед российскими разработчиками, тем самым гораздо шире, чем просто учебный процесс вузов. Возможно, нам стоит поставить вопросы перед Минцифры, Минобрнауки и другими ФОИВ с предложениями от нашей сферы. Нам важно быть смысловыми маяками для наших университетов, у них есть готовность двигаться вперед. И радует, что высокотехнологичные компании понимают эту свою миссию».

Ирина Гордина, заместитель генерального директора IT-компании Custis:

«Программное обеспечение российского производства изначально появлялось либо в рамках платформенных решений, либо собственных разработок вузов. Проблема в том, что у нас сейчас большой зоопарк технологических решений, в некоторых вузов есть сразу все. То, что сейчас важно сделать вузам – провести аудит имеющихся инструментов и разобраться, что действительно должно быть и как соотноситься. Также требует импортозамещения инфраструктура лабораторных продуктов и исследований. Студенты, которые начинают обучаться на импортных решениях, впоследствии хотят работать в той же цифровой среде, и это уже вопрос про образ действия производственных компаний, это даже шире, чем задачи импортозамещения в вузах.

Приступив к разработке Modeus, мы изначально понимали, что в университетах очень неравномерный ландшафт и разноуровневые продукты, именно поэтому наша платформа задумывалась как дирижер всего, что накопилось в вузах, и может интегрироваться со всем этим. Это непросто, но мы постоянно работаем над качеством.

О цифровом ландшафте вузов мы будем подробно говорить на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ, там мы как раз обсудим, что российские вузы сделали хорошего в плане цифровых решений, и какие практики есть. Именно в конкуренции будет рождаться высокое качество решений. Наши российские решения в сфере высшего образования гораздо круче того, что есть в мире. За последние несколько лет оптимизма только прибавляется, мы все стали двигаться очень быстро, так что уверена, с задачами справимся».

Денис Янышев, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, руководитель инициативы «Решения и сервисы для профессионального сообщества» в рамках Десятилетия науки и технологий:

«Наверно, правильнее ставить задачу не просто импортозамещения, а обеспечения технологического суверенитета, чтобы мы могли работать бесперебойно вне зависимости от изменений в мировой политике. Уже сейчас мы видим многообразие отечественных продуктов, плюс здесь в широкой возможности выбора, минус, что решений высокого уровня пока единицы. Стоит выделить знаковых игроков рынка и рекомендовать их решения к использованию, а также хорошо поработать над популяризацией отечественных решений, в том числе в академическом сообществе. Также надо обучать сотрудников и преподавателей работе в отечественной цифровой среде, это требование времени».

Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ:

«С позиции института образования поддержу рамку обсуждения, что в целом вопрос импортозамещения не самоцель. Ключевая задача – как сделать те технологические инструменты, которые помогут повысить качество высшего образования. Второе, когда мы обсуждаем систему высшего образования, важно обсуждать не только образовательный процесс, но и научные исследования, взаимодействие с индустрией при проектировании отечественных ИТ-решений. И важно эти разработки настраивать на то, чтобы они помогали высшему образованию становиться лучше. Отрадно, что появляются интересные штуки, как Modeus. При широкой дискуссии о гибкости и индивидуализации реальных технологических решений такого высокого качества не так много. Отрадно, что появляются такие платформы, ведь без такого рода технологической обвязки решать задачи университетов. Важно обсуждать не только образовательный процесс, но и научные исследования, взаимодействие с индустрией при проектировании отечественных ИТ-решений. Наши исследования свидетельствуют, что важно развивать технологические решения для межуниверситетской кооперации и взаимодействия между студентами, на основе изучения опыта разных университетов оценивать имеющиеся и внедряемые решения, чтобы предлагать их для тиражирования».

Эксперты поддержали дискуссию о поддержке университетов в разработке собственных ИТ-решений и необходимости аудита всей линейки решений с обсуждением этой важной темы на ЦИПР-2024 и Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
editor/ автор статьи
366info.ru