В 2024 году внутренний рынок отечественной алюминиевой посуды может увеличиться до 31,7 тыс. тонн, что на 3,6 тыс. тонн выше показателей 2022 года. В условиях практически полного прекращения импорта крупных европейских брендов потребители отдают предпочтение именно продукции, сделанной в России. Убедиться в этом можно было в ходе Международных выставок товаров для дома и интерьера HouseHold Expo и Stylish Home. Objects & Tableware осень 2024, состоявшейся в Москве в ЦВК «Экспоцентр» с 2 по 4 сентября. Среди участников выставки ведущие производители литой и штампованной посуды из алюминия – Кукморский завод металлопосуды (ТМ – KUKMARA), Калитва, группа компаний VARI, Нева Металл Посуда, SCOVO и др.
Так, компания «Нева Металл Посуда» (НМП) представила на выставке новый бренд TESORO. В нем участник Алюминиевой Ассоциации вышел за пределы линии посуды и существенно расширил ассортимент для своих покупателей. Помимо литой алюминиевой посуды в ассортиментной матрице бренда TESORO представлены кухонные аксессуары и товары для приготовления: силиконизированная бумага для выпечки, алюминиевая фольга, рукав для запекания и др. «Мы начинаем расширять горизонты и впервые за 25-летнюю историю компании выходим в другие сегменты потребительских товаров. TESORO – это современный бренд посуды для ценителей баланса функциональности и эстетики. Продукция TESORO будет представлена в торговых сетях, на маркетплейсах, включая Wildberries и OZON, розничных магазинах», – рассказала Евгения Липатова, руководитель службы маркетинга АО «НМП». Посуда для приготовления из литого алюминия с антипригарным покрытием под маркой TESORO обладает 3-х летней гарантией, что во многом превосходит предложения других игроков рынка.
В 2023 году на долю производителей алюминиевой посуды, входящих в состав Алюминиевой Ассоциации, пришлось 75% рынка, объем которого составил 39,7 тыс. тонн. Четверть этой доли пришлась на импортеров, однако не следует ожидать дальнейший рост импорта, прежде всего со стороны Китая и Турции, полагают эксперты. «Российские производители посуды приучили потребителей к качеству своей продукции и стандартный покупатель не готов к, пусть и меньшим, но регулярным тратам при покупке аналогичных товаров, уступающих в качестве отечественным аналогам», – объясняет руководитель сектора «Товары народного потребления» Алюминиевой Ассоциации Наталья Куденкова. Согласно экспертной оценке АО «НМП», основной тренд поведения покупателей в 2024 году – рациональное потребление. «Очень многие покупатели фокусируют свое внимание на таких характеристиках посуды как внешний вид, качество, безопасность и продолжительный срок службы», – отметила Евгения Липатова.
По мнению экспертов доля импорта посуды могла быть значительно выше, но сказались два ключевых фактора – отрасль, сыгравшая на опережение, и осознанность покупателей. «Около 3-х лет назад при поддержке Алюминиевой Ассоциации была проведена крупная программа по совершенствованию нормативной базы. Это позволило увеличить качество российской посуды и существенно снизить долю иностранных поставщиков. Итогом стала целая категория покупателей посуды, ориентирующаяся именно на страну производства, выбирая продукцию, сделанную в России», – говорит Наталья Куденкова.
Среди лидеров рынка – Кукморский завод металлопосуды из Республики Татарстан. Завод, производящий посуду под брендом KUKMARA, представил сразу несколько новинок – линии GRANIT и STELLA. Обе отличаются стильным и запоминающимся дизайном, а STELLA еще и уникальна с точки зрения технологического процесса. Благодаря использованию новейшего современного автоматического литейного оборудования, посуда приобрела оригинальные сложные формы, а благодаря тщательно подобранным оттенкам внешнего и внутреннего покрытия сразу же выделяется среди другого ассортимента магазинов.
Рост спроса на отечественную посуду затрагивает все сегменты потребителей. Отвечая запросу рынка многие из производителей начинают выход на новые категории покупателей. «Компания SCOVO является одним из ведущих производителей посуды для приготовления пищи для разных сегментов рынка, и в этом году мы представляем линейку категории Эконом+ – Brilliant. Слоган линейки: Brilliant на вашей кухне. Это стало возможно после проведения аналитических исследований по итогам обратной связи от наших дистрибьюторов, аналитики маркетплейсов», – рассказывает менеджер по продажам SCOVO Юлия Устьянцева. В новой линейке, как и в других линейках SCOVO, используется качественное антипригарное покрытие, которое позволяет продлить срок службы изделия. Brilliant оснащена съемной ручкой, представлена в трех цветах: серый, черный и бордо, и основными размерами, пользующимися спросом на рынке. Производитель SCOVO отслеживает тренды в интерьере, образе жизни человека и поэтому расширил цветовую гамму линейки Stone Pan, добавили трендовый бежевый цвет, который подчеркнет как классический, так и современный интерьер. «Мы видим и сохраняющийся спрос на матовую посуду из алюминия. Да, это сезонный товар, но каждый год спрос на нее остается высоким. Матовую посуду берут как жители городов, так и для приусадебного хозяйства, дачных заготовок», – добавила Юлия Устьянцева.
Несмотря на то, что производство индукционной посуды считается дорогостоящей технологией, а также на высокую конкуренцию в данном сегменте, отечественные производители расширили присутствие и в данной категории. «Мы открываем новое направление – посуды с индукцией. В настоящий момент посуда VARI – это литая и штампованная продукция, но мы видим высокий спрос именно на индукционную посуду. Ассортимент представлен разными цветовыми решениями и популярными съемными ручками софт тач. Упор при разработке новинок сделан на дизайн продукта, так как современный потребитель хочет не просто готовить, а делать это при помощи красивой посуды», – отметила Галина Панфилова, менеджер по работе с ключевыми клиентами группы компаний VARI. Особое внимание на производстве посуды в Твери уделяется и сроку службы изделий: каждое изделие способно выдержать более 1000 циклов жарки молока, яиц или сахара – обязательных видов испытаний продукции на заводе перед ее выводом на рынок.