Третий Всероссийский ИОТ-слёт прошёл в Москве на ВДНХ

третий иот слет на вднх

Более 170 представителей университетов России собрались 30–31 мая на Третьем Всероссийском ИОТ-слёте на ВДНХ в лектории Российского общества «Знание» в павильоне «Атом».

ИОТ-слёт — одно из ключевых ежегодных мероприятий Десятилетия науки и технологий в России в треке «Проектирование будущего», ориентированное на дискуссии и обмен опытом ректоров и проректоров, руководителей ПИШ и ИТ-команд российских вузов, внедряющих или планирующих внедрение индивидуальных образовательных траекторий для студентов.

Организаторы мероприятия: ИОТ-университет, «Научно-образовательная политика», ФГАНУ «Социоцентр» в партнёрстве с ИОТ-консорциумом вузов и Российским обществом «Знание».

Делегаты ИОТ-слёта представили более 80 университетов из всех федеральных округов Российской Федерации. География участников — от Владивостока до Калининграда, от Элисты до Якутска, от Мурманска до Симферополя. Самый многочисленный по количеству участников ИОТ-слёт собрал не только технические, медицинские, экономические и юридические университеты, но и вузы креативных направлений, а также педагогические и сельскохозяйственные.

Темы ключевых панельных дискуссий двух дней: «Управление университетом в современных контекстах» и «Удобный университет: пространство возможностей, целеполаганий и вызовов».Модераторами дискуссий выступили научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», член Общественного совета при Минобрнауки России Евгений Сжёнов, генеральный директор ИОТ-университета, главный архитектор Modeus Павел Музыка, заместитель генерального директора CUSTIS, директор мероприятий ИОТ-сообщества Ирина Гордина.

Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, так определила приоритеты для университетов:

«Моя мечта, когда все университеты перестанут быть скучными и начнут развиваться, причём делать это в трёх смыслах. Первый — быть интересным для студентов. Это вызов для вузов регионов, откуда уезжают ребята, их нужно удерживать, что-то предлагать. Второй вызов — задачи, которые ставят перед вузами в регионах предприятия, которым срочно нужны кадры. И третье — это научиться работать в консорциумах так, чтобы компетенции объединялись, а конкуренция стала не соревновательной и спором, кто лучший, а конкуренцией, которая даёт возможность синергетически объединить компетенции друг друга и развиваться».

Андрей Волков, научный руководитель программы «Приоритет-2030», профессор Московской школы управления «Сколково», подчеркнул важность деятельной управленческой рефлексии:

«Нужны доверие и откровенность, группа людей, которые берут ответственность на себя».

Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности ТГУ в ключевом докладе «Управление изменениями в университете в условиях глобальной трансформации высшего образования» подчеркнул:

«В 2025–2026 учебном году и далее вся система высшего образования России начнёт переходить на новую систему. И сейчас невозможно не вести разговор с индустриями, с работодателями о будущем. Но если мы не начнём разговор о настоящем, какой выпускник им нужен, то о будущем они никогда с нами разговаривать не будут».

Андрей Омельчук, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации, отметил:

«Мы пересмотрели и улучшили нормативные требования для университетов, чтобы сделать процесс более удобным и комфортным, особенно в финансовом плане. Некоторые университеты могут нуждаться в поддержке и опыте коллег из других вузов для создания и развития новых компетенций. Для увеличения количества квалифицированных специалистов необходимо создавать сетевые образовательные программы, объединяя классические и отраслевые университеты. Программы могут обладать междисциплинарными фундаментальными знаниями в области биомедицины, объединяющие медицинские университеты с инженерными и техническими вузами для разработки новых медицинских технологий, в области информационных технологий, объединяющих компьютерные науки с бизнес-образованием для подготовки специалистов в области цифровой трансформации и другие. Такие программы позволят студентам получить знания в различных областях наук и применять их для создания инновационных решений».

Илья Дубинский, директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS, выступая с ключевым докладом «Метамодель образования», обозначил проблемы:

«Вузы, как правило, не готовы быть квалифицированным заказчиком, не очень хорошо понимают ценность долгосрочного сотрудничества. ИТ-компании, как правило, не понимают образовательную модель, а ведь эти компании создают продукты, которые должны улучшить, поддержать, может быть, даже отчасти заменить процессы, но сам процесс не понимают. Как результат, ИТ-системы зачастую являются подпорками, которые фиксируют то, что нужно поменять, и положительного стратегического влияния пока не оказывают».

Своими кейсами и наработками на ИОТ-слёте поделились эксперты ИОТ-университета, а также участники из Южно-Уральского государственного университета, Северного (Арктического) федерального университета, Университета ИТМО, ТюмГУ, ТУСУР, Российского общества «Знание», ДГТУ, СибГИУ, ТГУ и СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Итог мероприятия подвёл Владимир Рахтеенко, председатель Совета ИОТ-консорциума вузов, генеральный директор CUSTIS:

«На Третьем ИОТ-слёте ярко видны изменения в повестке — мы от романтических разговоров про ИОТ перешли к экспертной дискуссии, где обсуждаем пакет технологий для реализации ИОТ. Радует, что количество университетов, использующих эти технологии, уже исчисляется десятками. Теперь этослёт практиков, пусть и продвигающихся с разной скоростью, которые делятся своим опытом. Одна из обсуждаемых проблем — дефицит управленческих и финансовых ресурсов для этих преобразований. Важно, чтобы университеты двигались самостоятельно и проактивно, пользуясь в том числе возможностями поддержки со стороны государства, а это предъявляет высокие требования к управленческой зрелости».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
editor/ автор статьи
366info.ru