Нужно ли компенсировать отток аудиторов и как это сделать

аудиторы - аналитика - бизнес

Неумолимая статистика показывает, что сложившаяся в последние годы ситуация на российском рынке аудита приводит к сокращению как количества аудиторских фирм, так и числа самих аудиторов. Согласно данным, опубликованным на сайте Министерства финансов России, количество аудиторов в РФ за три года (2020-2022 гг.) сократилось на 13% и к началу 2023 г. составило 16,4 тысяч человек. Отметим, что входящие в это число аудиторы, сдавшие квалификационный экзамен на получение единого аттестата, исчезали из реестра с меньшей скоростью, их количество за 2020-2022 года уменьшилось на 8,5% до 4,3 тысяч человек. Тем не менее, динамика рынка отрицательная.

Встает вопрос восполнения числа аудиторов на российском рынке. Ощущается ли сейчас кадровый голод в отрасли и какое число аудиторов является для российского рынка оптимальным? Проведенные Единой аттестационной комиссией (ЕАК) опросы указывают, что мнения участников рынка аудиторских услуг в этом вопросе различны, но однозначно все сходятся на том, что чувствуется нехватка высококвалифицированных специалистов. Восполнить этот пробел может повышение квалификации существующих аудиторов и «выпуск» новых. Существующий квалификационный экзамен, несомненно, является ситом, которое пропускает в отрасль только высококомпетентных специалистов.

Обратимся опять к статистике. Ежегодно количество претендентов, сдавших экзамен, растет. По данным Единой аттестационной комиссии, за время проведения экзамена действующей модели с 31.03.2020 по 31.12.2023 квалификационный экзамен сдали 89 человек, причем ежегодно количество «выпускников» практически удваивается. В сравнении с тем, что только за 2022 год из реестра ушло около 300 аудиторов, ранее сдавших квалификационный экзамен, размер пополнения невелик. Несомненно, по сравнению с предыдущим экзаменом, проводимым до 31.03.2020 и состоящим из двух частей – компьютерного тестирования и письменной работы, действующий экзамен, в котором надо пройти три этапа и в сумме сдать 12 модулей, требует больше времени для прохождения. Однако количество сдавших могло быть значительно выше.

Основной причиной такого небольшого числа «выпускников» в АНО «ЕАК» считают низкую посещаемость экзаменов, учитывая, какую долю составляют участники отдельных экзаменационных сессий от общего числа претендентов, зарегистрированных в программе сдачи экзамена и получивших возможность сдавать экзамены определенного этапа. Так посещаемость сессий первого этапа последовательно снижалась на протяжении последних трех лет: в 2021 г. она составляла 12,5%, в 2022 г. снизилась до 8,2%, в 2023 г. – до 7%. Посещаемость сессий второго и третьего этапов также невысока. Так, три последние сессии второго этапа экзамена посетило менее 40% от допущенных претендентов, сессии третьего этапа – 48-63%. К этому следует добавить, что во время сессий первого и второго этапов претенденты сдают в среднем 1,3 из 5 и 1,6 из 6 экзаменов этапа, соответственно (данные 2023 г.).

В результате к началу 2024 года число претендентов, сдавших отдельные экзамены первого этапа – 7605, а сдавших целиком первый этап – 971; число претендентов, сдавших отдельные экзамены второго этапа – 2199, а сдавших целиком второй этап – 122.

При этом уровень сложности экзамена не является значимым фактором его медленного прохождения. Уровень сложности экзамена можно оценить на основании процента успешной сдачи экзамена и числа попыток, с которых претенденты сдали экзамен.

Согласно представленным данным, процент сдачи действующего экзамена значительно выше, чем экзамена старой модели. Так, процент сдачи первого этапа экзамена составляет в среднем 57%, а компьютерного тестирования из экзамена старой модели – не более 32%. Процент сдачи второго этапа экзамена – в среднем 38%, третьего этапа экзамена – 62%, а письменной работы из экзамена старой модели – около 30%.

Претенденты, заинтересованные в хороших результатах, серьезно нацеленные на подготовку, сдают экзамены с 1-2 попыток. Это подтверждает анализ результатов сдачи экзаменов первого и второго этапов за 2022-2023 гг., проведенный АНО «ЕАК». Так, из сданных экзаменов первого этапа 76% сданы с 1 попытки, еще 16% – с 2 попыток, из экзаменов второго этапа 62% сданы с 1 попытки, 20% – с 2 попыток.

Таким образом, малое количество тех, кто преодолевает отдельные этапы квалификационного экзамена и доходит до финиша, в Единой аттестационной комиссии связывают с низкой мотивацией претендентов, при которой конечная цель – получение аттестата аудитора – не компенсирует затраты времени, сил и финансов на прохождение экзамена.

В этой связи стоит задуматься о том, чтобы облегчить доступ в аудит тем, кто действительно в этом заинтересован и, в первую очередь, привлечь молодые кадры. Сейчас обсуждается возможность участия в квалификационном экзамене студентов экономических специальностей, еще не завершивших обучение в вузе. Напомним, согласно Закону об аудиторской деятельности, «к квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе». Частичное снятие этого ограничения, например, допуск студентов к сдаче экзаменов первого этапа, привлекло бы в профессию тех, кто стоит на пороге выбора специальности и, более того, имеет свежие навыки интенсивного обучения и прохождения экзаменов.

В любом случае необходимы инициативы, направленные на стимулирование аттестации новых аудиторов. Тогда число сдавших квалификационный экзамен с каждым годом будет расти увеличенными темпами, что в конечном итоге позволит довести число квалифицированных аудиторов до нужного рынку количества.

Материал предоставлен АНО «ЕАК» для 366info.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
editor/ автор статьи
366info.ru